СОШ 8 Подольск, гризайль и другое
главная страница






Фрески и альфрейная роспись


Слово «фреска» каждому из вас напомнит прекрасные образцы древнего и не столь древнего искусства. Вспомнится имена Рафаэля, Микеланджело, Андрея Рублева. А многие и многие имена уже давным-давно забыты — необычайная долговечность фресковой росписи позволила и нам позна­комиться с произведениями мастеров, живших и творивших тысячи лет назад.
Фресковая роспись — искусство сложное. Художники должны были воплощать свой замысел в материале быстро, потому что писали они по свежей штукатурке (само слово «fresco» в переводе с итальянского означает «свежий»), не слишком сырой, чтобы не расплывались краски, и не слишком сухой, чтобы краска образовала со штукатуркой единое целое. Вот так, ловя считанные мгновения, мастера создавали картины, живущие тысячелетия.
Искусство фрески сохранилось и в наши дни, хотя в натуральном своем виде оно и не так широко распространено — все из-за той же огромной сложности. Зато все шире применяется другой вид стенной росписи — по сухой штукатурке. Эта техника, правда, не обеспечивает росписи такую долговечность, как фресковая, зато она намного проще и не уступает во многом фреске, выполненной в классической манере. Поэтому по сухой штукатурке писали и в старину, когда перед мастерами не стояла задача сохранить произведение на века в первозданном виде. Иногда совмещали то и другое: начинали писать по сырой штукатурке, а заканчивали по сухой.
Раньше термин альфрейная живопись означал, что роспись ведётся по сухой, готовой штукатурке (от итальянского «a secco»). Именно способом нанесения альфрейная живопись отличалась от классической фрески, которая пишется по сырой штукатурке. Впервые использовал такой способ росписи Леонардо да Винчи.
Настенная роспись включают в себя различные виды декоративной отделки помещений, например имитация гипсовой лепнины, разнообразные узорчатые орнаменты, имитация шёлка на стенах, «разделку» поверхности под различные виды материалов — дорогие породы дерева, мрамор, яшму . . . Прекрасный образец использования этих декоративных средств можно увидеть в интерьерах Мраморного дворца Санкт-Петербурга, где художники использовали более 30 видов имитаций различного камня.

Росписи подразделяется на полихромные, монохромные и гризайли.
Полихромная (от греч. polys — многочисленный и chroa — цвет) роспись это разнообразные много­цветные орнаменты, стилизованные цветы, геральдика, фантастические фигурки и другое. При росписи используется вся цветовая палитра, цвета яркие и насыщенные. В полихромной гамме воз­можно выполнить не только декоративно-орнаментальные композиции, но и самые разнообразные сюжеты, пейзажи, архитектурные «обманки» (эффект оптической иллюзии) и тому подобное, относящиеся уже к монументальной, а не декоративной живописи.
Полихромия присутствовала почти во все эпохи и во всех областях культуры — в египетских пирамидах, миноских дворцах, в греческих и римских храмах, на исламских куполах и в средневековом искусстве. Прекрасные образцы подобной росписи можно увидеть во многих дворцах Санкт–Петербурга: Юсуповском, Александровском (Русский музей), Эрмитаже . . .
В последние десятилетия проводились исследования гипотезы о полихромии античных скульптур. В мюнхенской Глиптотеке была проведена цветовая реконструкция скульптур храма богини Афайи на острове Эгина. (Зайдите на указанную страничку — это интересно !)

* Чтобы подробнее узнать о многоцветности античных статуй, нажми здесь:
Монохромная (от греч. mo'nos — один и chroa — цвет) роспись выполняется в одном цвете и его тоновых градациях (например, весь орнамент в золотистых тонах).
Гризайль (от фр. grisaille от gris — серый) — роспись, имитирующая лепнину и различные архитектурные элементы. Обычно выполнется в градациях серого или умбристого (светло коричневого) цвета. Игра света и тени достигается с помощью полутонов или сочетания с белым цветом. Прекрасно сохранившиеся росписи в этой технике можно увидеть в Елагиноостровском дворце-музее и в интерьерах многих други памятников архитектуры.
Гризайли есть и в нашей усадьбе Ивановское и в Остафьво.

Архитектурные «обманки» (эффект оптической иллюзии)


зал Перспектиы, вилла Фарнезина
(сквозь ряд мраморных колонн пред нами предстает
вид на Рим: виден Колизей, Тибр, колокольни...)

Лоджии Рафаэля, потолок
(выше колоннады и крестообразного перекрытия
вид голубого неба, даже птички порхают)


А этот фантастической красоты зал находится в усадьбе Дубровицы рядом с нашим Подольском. Он был восстановлен в 1960-1970 годах. Тогда сняли несколько пластов краски, открыв его великолепие — это один из интереснейших интерьеров рубежа XVIII-XIX веков. Зал называется Гербовым и поражает роскошью худо­жественной отделки. Все его стены украшены фресковой живописью.
Зал расписан перспективной, иллюзорной архитектурной живописью — колоннады, аркады, уходящие вдаль. За ними — готические здания. На передних колоннах золотые щитки с гербами, которые и дали названию залу. Один из них — герб графа Дмитриева-Мамонова, второй же — возможно, принадлежал основанному им «Ордену Русских рыцарей».
Время появления росписей этого зала точно не установлено. Вероятно, они были созданы при Матвее Александровиче Мамонове, так как вполне соответствуют его замыслам.
В советские времена росписи Гербового зала были забелены, в усадьбе располагался НИИ животноводства. Сейчас там находится и загс.


Современные архитектурные обманки (дизайнеры — молодцы!)



Полихромная роспись


Плафон Сикстинской капеллы, Микеланджело

Афинская школа, Рафаэля


Исакиевский собор, Санкт-Перербург

Строгановский дворец, Зал Растрелли

Помпейский зал, особняк Лаваль, Санкт-Петербург






Потолочный плафон в зале Гюбера Робера, Строгановский дворец

Новый кабинет, Павловский дворец

Современная полихромная роспись (мне опять работы нравятся!)
В паутине столько прекрасных росписей, еле заставила себя остановиться.
А столько фотографий пришлось отправить в корзину — жаль, красота!



Ресторан «Osteria Maria» в Берлине














Монохромная роспись


Босх,
Несение креста

Брейгель Старший,
Успение девы Марии

Рембрант,
Поклонение волхвов


Брюллов,
Персей и Андромеда

Джордано,
Битва Персея с Финеем (женихом Андромеды

Сандис,
Пенелопа

Голубй зал, Особняк Лаваль, архитектор Гаральд Боссе


Эрмитаж


Екатерининский
дворец

Павловский
дворец

Современная монохромная роспись


Гризайль — это прекрасно!

Техника гризайль возникла в античности, развивалась в искусстве Средневековья, в период Готики и Северного Возрождения. В этой технике изображены две центральные фигуры (Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова) нижнего яруса наружных створок знаменитого Гентского алтаря. По определению Дюрера, осматривавшего алтарь в Генте, упомянутые фигуры «окрашены в цвет камня».





Подобные приемы в то время свидетельствовали о подражании живописцев искусству скульптуры, а также об увлечении эффектами «обманчивой видимости». В конце XV века в искусстве Нидерландов и Италии (кватроченто) более актуальной оказалась живопись, и техника гризайль отошла на второй план. С XVII века в искусстве барокко гризайль стали применять в архитектуре — для декоративных росписей плафонов и стен. Ахроматическое моделирование светотени создавало обманчивый эффект, иллюзию рельефа и хорошо сочеталось с подлинно рельефным декором. Но наибольшее распространение росписи гризайлью получили в архитектуре неоклассицизма XVIII-XIX веках и в стиле ампира начала XIX веке, поскольку они ассоциировались с античной скульптурой.



гризайль

римский гризайль

гризайль


свод в павильоне
Миловида, Царицыно

старинный дом,
Орвието, Умбрия

плафон купола,
Петровский дворец


Таврический дворец

Таврический дворец


Кавалерский зал,
Павловский дворец

Кавалерский зал,
Павловский дворец

Кавалерский зал,
Павловский дворец


Таврический дворец

Таврический дворец

Таврический дворец


Таврический дворец

Таврический дворец

Таврический дворец

Таврический дворец


особняк Лаваль


особняк Лаваль


особняк Лаваль


потолок библиотеки,
Павловский дворец

потолок вестибюля,
Павловский дворец

роспиь свода галереи,
Ватикан


Елагиноостровский дворец

Елагиноостровский дворец

Елагиноостровский дворец

      Использовались материалы сайтов:
      http://www.patlah.ru
      http://anastgal.livejournal.com
      http://www.art-dale.ru
      http://www.art-dale.ru/restoran.html
      http://bryullov.ru
      . . . . . . . .