О том, как маленький народ повлиял на весь мир
Легенды острова Крит:
— о Зевсе
— о Европе
— о Тесее
— о Дедале
Открытие критской цивилизации
Экскурсия по лабиринту
Минойское искусство
Трагедия острова Крит
Фотоальбом
Книги
Ребусы
_________________
______________
автор сайта
|
«Прекрасные, утонченные люди, художники, мореходы, дальние путешественники жили на Крите еще тогда, когда вокруг бродили полудикие предки эллинов...»
Иван Ефремов
Совершим путешествие во времени и перенесемся на три с половиной тысячи лет назад. Итак, мы в 15 веке до нашей эры, на острове Крит. Здесь правит Минос (мудрейший из правителей). Он объединил Крит, дал его жителям первые в Европе законы, создал мощный флот, и после упорной борьбы с пиратами стал «владыкой морей». Крит имеет длину около 250 км, примерно как Московская область, только раза в 3 уже.
Обратите внимание на выгодное географическое положение Крита (находится на скрещении оживленных морских путей) — это перекресток между Востоком и Западом, Африкой и Европой. Поэтому критяне известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживленную торговлю с другими народами.
На острове развиты скотоводство и рыбная ловля. Сочные травы на пастбищах для скота, пышная растительность в плодородных долинах — всем этим славился Крит еще в древности. Мягкий климат на острове способствует земледелию во все времена года. Реки, текущие с горы Ида, орошают поля на Крите. Таким образом, обилие плодов, зерна, винограда, оливок, и меда обеспечивается самой природой при сравнительно легком труде. Напрягаться крестьянину совсем не нужно!
Интересно, что урожай зерновых и овощей здесь выращивают зимой (идут дожди и температура не опускается ниже 15 градусов!).
В 4 км от моря располагается столица минойского царства, город Кносс. Он является административным, экономическим и жилым центром не только для царя, но и для огромного числа приближенных и жрецов, призванных следить за соблюдением ритуалов. Перед нами каменный дворец Миноса в Кноссе — это тот самый лабиринт. Он состоит из множества прихотливо соединенных террас.
Реконструкция
Ни рвов, ни крепостных стен вокруг дворца нет: критские дворцы не укреплены. Это означает, что на острове одно единое государство. Кроме того, флот критян достаточно могуч (благодаря изобретательности Дедала), и может отразить любое нападение, да и само море защищает остров от войн и набегов.
А кругом дворца мы видим цветущие долины, оливковые рощи под вечно синим небом, горы со сверкающим на вершинах снегом, холмы покрытые кипарисовыми и кедровыми лесами, а за ними ласковое лазурное море, которое бороздят надежные корабли критского царя!
Раскопки
* Чтобы совершить видеопрогулку по лабиринту, нажмите здесь:
В Кносском дворце бессчетное количество комнат и коридоров, некоторые из которых уходят глубоко под землю. Одни помещения освещаются ярче, другие погружены в полумрак; эта неравномерность освещения создает эффект особой таинственности. При раскопках в наше время оказалось, что сложная планировка дворца действительно напоминает лабиринт: запутанность коридоров, множество подземных переходов, потайных ходов, внезапные спуски и подъемы по лестницам, неожиданные повороты.
Храм в Кноссе
В центре дворца расположен огромный двор, выложенный плитами. Размеры двора во всех подобных дворцах одинаковы (52 м х 28 м). Историки считают, что двор использовался для проведения религиозных церемоний.
Всего во дворце было пять этажей, 1 300 залов (20 000 кв.м). Здесь проживало около 30 000 человек (в 30 раз больше, чем в нашей школе). Поражают царственный размах, роскошные украшения резиденций. Это говорит о несметном богатстве их владык: в эпоху расцвета Крит господствовал на море, подчинив многочисленные острова.
Возможно, по этим самым комнатам блуждали жертвы Минотавра.
А вот вход в подвалы, где обитало это чудовище. Здесь, у этого спуска Ариадна дала Тесею клубок с путеводной нитью. (Грустная история. Она предала государственные интересы ради возлюбленного, а он использовал ее и бросил.)
Вполне вероятно, что именно с этой крыши стартовал в свой последний полет Икар. ( Дети, слушайтеcь пап!!! )
Кстати, на этой фреске изображен бык, символ Посейдона, колебателя земли, уничтожившего впоследствии минойскую цивилизацию.
Обратите внимание на темно-красные сверкающие колонны, суживающиеся книзу — это важная особенность критской архитектуры.
Свет и прохлада царят в залах даже в самые знойные дни — все во дворце говорит о стремлении сделать жизнь его обитателей приятной. Это достигалось заменой окон световыми колодцами-двориками. Свежий воздух и солнечные лучи проходили через отверстия в потолке до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца. Световые колодцы спасали от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в Кносском дворце не существовало.
Во дворце были вентиляционные устройства, вращающиеся на стержне двойные двери (на манер дверей в отелях или в метро), лестницы и даже лифты. Мы можем взглянуть на гостиные и тронные залы, кладовые, мастерские, спальни и ванные, театр (на 550 зрителей — древнейший на Земле)…
В Кносском дворце был проведен великолепный водопровод из керамических труб. Он доставлял воду из источника, располагавшегося в 10 км от Кносса. Ученые считают, что в царские ванные комнаты и бассейны могла подаваться даже проточная, горячая вода.
Одно из самых красивых помещений дворца посвящено женщинам — это зал царицы (реконструкция Эванса). В зале двойные стены (хорошая звукоизоляция), украшенные фресками; имеется ванна и отдельный туалет. Во дворце была канализационная система. В каменные трубопроводы собиралась дождевая вода или вода, стекающая с окрестных гор и холмов; затем вода направлялась в уборные (это были первые в истории туалеты со смывом, напрочь потом забытые человечеством до конца XVIII века).
Парадная комната в Кносском дворце, реконструкция
Интересно, что система стоков дождевых вод работает и сейчас во время бурных ливней, хотя этой системе более 4 тысяч лет.
Столько же лет эксплуатируется и царская дорога.
Дворец начал строиться примерно в 1950 году до нашей эры. Любое строительство начинается с дороги. Поэтому, можно утверждать, что дорога — самая древняя часть Кносса.
По царской дороге крестьяне доставляли во дворец сельскохозяйственные продукты, которые критская знать строго учитывала и контролировала. Все доходы от земледелия, торговли и пиратских набегов цари и знать обращала в драгоценности.
Заглянем в кладовые дворца (их более 20). Мы увидим много золотой посуды, изделий из серебра и слоновой кости, богато украшенное оружие. А вот выстроились рядами огромные глиняные сосуды-бочки — пuфосы, высотой с человеческий рост ( до 2 м!). В них хранились зерно, оливковое масло, мед и вино. Вы можете сказать, что из этих бочек неудобно наливать. Ничего подобного — внизу сосуда имелось отверстие с пробкой!
О происхождении самого слова «лабиринт». Самым красивым помещением во дворце был тронный зал царя Миноса. Эванс обнаружил этот зал почти невредимым. Он был украшен изображениями священного двойного топора; такой топор или секиру называют лабрис.
Лабрис
Обнаруженный тронный зал ученые назвали «залом двойного топора». Древние греки приписывали возведение этого зала мастеру Дедалу. Кстати от названия секиры — «лабрис» и происходит слово «лабиринт».
Тронный зал Кносского дворца был богато украшен фресками. На красном фоне стены с волнистыми белыми линиями художник изобразил фантастических грифонов — львов с орлиными головами. Они окружены цветущими лилиями и совсем не кажутся страшными, скорее они похожи на беспечных обитателей райского сада. У них длинная лебединая шея, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завитком. С таким грифоном можно играть и резвиться на лугу. Росписи придавали особую нарядность и торжественность залу, где проходили религиозные церемонии.
Тронный зал царя Миноса
На своем месте стоит царский каменный трон с высокой спинкой. Интересно, что этот трон явился прототипом трона, на котором сидит международный судья в Гааге. И это не случайно! Вспомните, Минос прославился при жизни как справедливейший из правителей и стал судьей в царстве Аида.
Возле стен располагаются скамьи для старейшин (места для «Думы»).
Перед вами реконструкция тронного зала.
Кроме излюбленного изображения двойного топора во дворце часто использовался символ священного быка — бычьи рога.
Главным украшением дворцовых покоев была живопись — фрески (росписи стен по мокрой штукатурке). В сравнении с искусством Египта и Междуречья эти фрески раскрывают нам другой новый мир. В нем все весело и безмятежно. Жизнь — как бы сплошная игра, развлечение, праздник.
Критяне были жизнерадостным народом и не трепетали перед богами или судьбой, не боялись болезней, смерти. Освобождение от страхов перед таинственными силами природы, любовь к красоте — вот главные черты критского искусства.
Дамы в голубом, фреска из Кносского дворца
На острове не обнаружено ни одного крупного памятника, прославляющего какое-либо божество. Вспомните, соседями критян были египтяне со своими огромными сфинксами, статуями фараонов и пирамидами. Главное божество Крита — великая богиня со змеями, олицетворявшая плодородие. Ее считали источником всего живого и хранительницей домашнего очага и изображали в виде красивой изящно одетой женщины, вокруг рук которой извиваются змеи. Три фаянсовые статуэтки «Богинь со змеями» были найдены Артуром Эвансом в 1903 году в тайнике под полом одного из дворцовых помещений.
Обратите внимание на красоту одежды, юбка колокол покрыта оборками, поверх юбки надет передник (фартук). Фигуры богинь полны внутренней экспрессии. Глаза широко раскрыты и магически неподвижны, они обведены ярким контуром.
Могучая морская держава Крит включал многие острова: Киклады, Фера (ныне Санторин)... Ужасное извержение вулкана 3,5 тысячи лет назад похоронило половину острова Фера. Раскопки на Санторине явили миру прекрасный дворец в городе Акротири, похожий на дворец в Кноссе — световые колодцы, керамические трубы для отвода дождевых вод, вентиляция...
Фрески, украшающие дворец, также похожи на фрески Крита.
Остров Санторин (раньше остров Фера)
К следующей главе /
К предыдущей главе
|