СОШ 8 Подольск, МХК, Крит, статья Штылвелд




 К р и т  —  к о л ы б е л ь   е в р о п е й с к о й   ц и в и л и з а ц и и

 О том, как
маленький
народ повлиял
на весь мир


 Легенды острова Крит:
—  о Зевсе
   —  о Европе
—  о Тесее
   —  о Дедале

 Открытие критской цивилизации

 Экскурсия
по лабиринту


 Минойское искусство

 Трагедия острова Крит

 Фотоальбом

 Книги

 Ребусы

_________________


______________


автор сайта



§ 5. Статья «Критские быки в лабиринте истории»
(Веле Штылвелд, писатель и журналист, 2004)

Греция . . . Эллада . . . Слова, известные во всем мире как синонимы слов – демократия, культура, искусство, философия, олимпийские игры.
Крит — самый крупный и самый южный остров Греции, а также самая южная точка Европы. Остров Крит появился несколько миллионов лет назад в результате затопления суши водами Средиземного моря. На поверхности остались только вершины гор. Об острове Крит, «людьми изобильном», где «разные слышатся языки» в «девяноста великих городах», повествует Гомер в XIX песне «Одиссеи». По некоторым гипотезам, суша, ушедшая под воду, была некогда той самой Атлантидой, о которой писал Платон.
На острове Крит развилась одна из древнейших цивилизаций — минойская. На протяжении 16 веков минойцы воздвигали великолепные дворцы-города: Кносс, Фест, Закрос. Взрыв вулкана на острове Санторин (1450 год до нашей эры) прерывает развитие минойской цивилизации и, возможно, является причиной гибели легендарной Атлантиды.
Древнейшие греческие мифы рассказывают, что здесь, в одной из пещер был рожден и вскормлен Великий Зевс, который и стал отцом первых царей Крита. Еще за 4-5 тысяч до нашей эры на острове жили современники египетских богов. Как и в Египте, на Крите были родовые общины, занимавшиеся земледелием, скотоводством и рыболовством. Об этом рассказали орудия из шлифованного камня. Не зря, видно, мифы изображают Зевса пещерным жителем, вскормленным козой.
Когда Зевс победил Крона и принял на себя бремя власти, беззащитная Европа осталась на Крите одна со своими маленькими сыновьями. Чтобы обеспечить их безопасность, Зевс дал им могучего телохранителя — медного великана Тала, выкованного по его поручению Гефестом. Утром, днем и вечером обходил он Крит дозором и огромными каменными глыбами топил все приближающиеся корабли. Если же их было несколько, Тал гостеприимно давал чужеземцам возможность высадиться на берег, становился в костер, раскалялся в нем докрасна и заключал их в свои жаркие объятия.
Главными соперниками Миноса были гегемоны моря — финикийцы, но он, сын финикиянки, похищенной его отцом, отважно бросил им вызов. Тал выполнял сразу две функции: заманивал на Крит и уничтожал соперников Миноса и охранял остров от вторжений. Возможно, мифотворца вдохновило здесь то, что Крит лежит в сейсмическом поясе и нередко подвергается землетрясениям. Потопление кораблей каменными глыбами напоминает эпизод с Одиссеем и Полифемом (сыном Посейдона и тоже великаном), и это может навести на мысль об общности источника.
При раскопках в Кноссе археолог Эванс обратил внимание на совершенно уникальное обстоятельство: город не имел стен. Позднее этот факт был установлен и в некоторых других городах Крита. По-видимому, Тал неплохо справлялся со своими обязанностями.
Цивилизацию Крита отличал культ священного быка (тавромахия — бой с быком, и по сей день популярна в Испании и Латинской Америке)... Приняв облик прекрасного мощного быка, Зевс похитил дочь финикийского царя красавицу Европу и, переплыв море, доставил ее на своей спине на остров Крит, где и сделал своей женой, Дети Зевса и Европы — Минос, Сарпедон и Радамант — стали правителями Крита. Вопрос о личности Миноса настолько запутан, что трудно сказать, имел ли он вообще какой-нибудь реальный прототип.
Цивилизация Крита, названная в честь легендарного царя Миноса минойской, возникшая на острове – была не земледельческой, а морской. Крит поддерживал тесные контакты с Египтом (Крит часто упоминается в египетских папирусах), с Двуречьем (на Крите найдены характерные месопотамские печати-цилиндры), и возможно, и с третьей великой цивилизацией Востока — протоиндийской.
В трудах античных авторов, таких как Геродот, Диодор, Аристотель, Платон, Фукидид, говорится о правлении царя Миноса на Крите — мудрого и дальновидного правителя, строившего города и дворцы, издавшего первые писаные законы. Минос царствовал с 9-летнего возраста. Во время его правления принадлежностью к Криту гордились как особым отличием.
Плутарх упоминает о суровых, но справедливых законах Миноса и пишет, что некоторые из них послужили Ликургу основой для создания законов Спарты. Геродот считает Миноса царем критских ахейцев, известных еще Гомеру, и упоминает о его походах в Сирию и Египет. «Когда-то Минос, — вспоминает Платон, — заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как он имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было немного корабельного леса».
Здесь же творил великий мастер Дедал, ставший учителем античных скульпторов, художников и умельцев. С ним связывается строительство многоэтажных каменных домов, изобретение отвеса, рубанка, ватерпаса, движущихся статуй и других полезных вещей, воздвижение в Кноссе храма Зевса. По приказу Миноса Дедал воздвиг в столице Крита, городе Кноссе, удивительное сооружение — лабиринт, где обитал Минотавр — чудовище с бычьей головой и телом человека, питавшееся человечьим мясом. Человек, попавший в лабиринт, либо погибал от голода и жажды, заблудившись в его ходах, либо становился жертвой чудовища.
Одна из легенд говорит о том, что еще до прибытия Дедала на Крит жена Миноса Пасифая сошлась с самим Посейдоном в облике морского быка, и родилось у нее существо с человечьим туловищем и головой быка. Его назвали Астерий (Звездный), но в историю он вошел под именем Минотавра, что означает «бык Миноса». Так критяне стали родственниками Посейдона, безраздельными властителями морей, а в критские легенды пришел ещё один бык — Минотавр, и он остался в них до конца существования царства.
У Миноса был любимый сын Андрогей — умный, красивый, неизменный чемпион Крита во всех спортивных состязаниях. Однажды Минос послал его в Афины на только что учрежденные Эгеем Панафинейские игры. Андрогей стал чемпионом и в Афинах, но Эгей, не в силах быть свидетелем поражения своего сына Тесея, убил чужеземца в припадке зависти. В отместку Минос покорил и разрушил 7 главных городов Эллады и наложил на них страшную контрибуцию: каждые девять лет они должны были отправлять из Афин на Крит 7 своих лучших девушек и столько же юношей (по паре от каждого покоренного города) на съедение Минотавру. Это продолжалось до тех пор, пока Тесей не избавил мир от чудовища, убив его в поединке.
«Все критяне — лгуны». До второй половины XIX века этой фразой философа и жреца, причисляемого иногда к семерке греческих мудрецов, Эпименида ограничивались наши знания о Критском царстве. Мифы на первый взгляд подтверждали это высказывание: Минотавр, Тал, лабиринт — все это явные сказки, верить им нельзя.
Выдающийся английский археолог Артур Эванс, посвятил свою жизнь изучению прошлого. Как к хранителю музея в Оксфорде, к нему попала редкая печать, подарок друга, путешествовавшего по Греции. Эванс приехал в Афины, и обнаружил еще несколько такмх печатей, покрытых изображениями фантастических существ и непонятными знаками. Владельцы печатей единогласно утверждали, что добыли их на Крите. Сюда-то и направился Эванс.
И с той поры вся его долгая жизнь, а прожил он 92 года, была связана с Критом. Сначала он собрал множество предметов, относящихся к эпохе воспетого Гомером царства Миноса. Древние печати и геммы, за которыми он охотился, были любимыми украшениями и амулетами жителей Крита.
В марте 1900 году он начал раскопки древней столицы Крита — города Кносс... и открыл легендарный лабиринт царя Миноса! — руины монументального сооружения, имевшего несколько этажей. Дворец состоял из большого числа помещений, выбраться из которых, не зная дороги, как из огромной ловушки, было нелегко — отсюда и родилась легенда о лабиринте.
Гигантский дворец царей Кносса был главным центром могучей Критской державы, средоточием ее административной, хозяйственной, художественной и политической жизни. Площадь дворца-лабиринта равна 16 000 кввадратных метров — для описания его самому Эвансу понадобилось четыре объемистых тома. Во дворец вела широкая каменная лестница, по бокам ее располагались колонны своеобразной и очень красивой формы: они расширяются не книзу, а кверху. Во дворце имелись тронный зал, парадные помещения, комнаты для отдыха, бассейны, хозяйственные помещения и водопровод, первый в Европе. Стены украшали изумительные по мастерству исполнения фрески, воскрешающие картины жизни и быта подданных царя Миноса.
Имелись в лабиринте и кладовые, где хранились когда-то зерно, оливковое масло, вино. Огромные сосуды, пифосы, достигали роста человека. Найденные при раскопках дворца вазы, кубки, чаши из камня, металла, глины были не просто предметами домашнего обихода: их украшали великолепные красочные росписи. Большое внимание уделялось и самой форме сосуда: вазы, как правило, делались в форме цветка на стебле, чаши имели вид раскрытых бутонов. Неподалеку от лабиринта располагались монументальные гробницы владык Крита, а также жилища знати, которые в миниатюре повторяют царский дворец, подобно тому, как египетская знать стремилась повторить пирамиды фараонов.
Крит фигурировал во многих античных мифах и легендах. Миф о царе Миносе и Минотавре, как показали раскопки, отражал реальные события: зависимость ахейской Греции от Крита, а затем победу эллинов над великой морской державой. В числе подвигов, совершенных Гераклом, есть и одоление Критского быка, изрыгавшего пламя: весьма вероятно, что это не только отражение победы греков в борьбе с критянами, но и катастрофы, постигшей Крит.
Ко времени разрушения минойской цивилизации относится миф о том, что в стаде Миноса был особый бык, столь прекрасный, что царь опрометчиво обязался принести его в жертву Посейдону. Но когда подошло время жертвы, ему стало жалко расстаться с чудесным животным, и он заклал на алтаре другого быка. Разгневанный Посейдон наслал на быка бешенство, и обезумевшее животное, изрытая из пасти пламя, носилось по Криту до тех пор, пока не разорило остров. Оно продолжало наводить ужас на критян, пока его не поймал Геракл и не увез в Микены к царю Эврисфею.
Но Эврисфей отпустил его на свободу, после чего истосковавшийся в неволе бык переключил свое внимание на Аттику и изрядно опустошил ее. Вот этого-то быка и поймал Тесей на Марафонском поле, укротил и принес в жертву Аполлону в Дельфах — Афины навсегда освободились от ига обессиленного Крита. Погиб флот, были разрушены корабельные стоянки Гераклей и Амнисий близ Кносса, многие города и дворцы. Пострадал и кносский дворец Миноса — символ и гордость Крита. Эванс обнаружил на его стенах следы пожара.
Дедалу удается бежать с Крита и обрести убежище в Сицилии, не подвластной Миносу. Местом гибели самого Миноса миф называет Сицилию. Миносу пришлось даже осаждать ее, чтобы вернуть Дедала: с ним критяне связывали представления о своем расцвете и благополучии. Дальнейшие легенды рисуют безотрадную картину.
А печальный конец античного мифа о Тале, или Талосе, медном великане, подаренном Зевсом своему сыну Миносу для охраны острова Крит, состоит в том, что Медее удалось умертвить великана. Некоторые исследователи возводят и другой античный миф об огнедышащем чудовище Тифоне и фрагменты из «Войны титанов» Гесиода к «рассказу оставшихся в живых свидетелей катастрофы», постигшей Крит и Санторин.
Конец Критского царства реконструировали достаточно полно. В 1500-е года до нашей эры началось первое извержение вулкана на острове Санторин (Фера), в 130 км от Крита. Мощная волна извержений прошла по всему Средиземноморью. В 1470 году до нашей эры Критское царство было разрушено сильнейшим землетрясением. Погибли дворцы, города, изменился рельеф. А еще 70 лет на обессиленный остров ворвались воинственные племена ахейцев, вскоре вытесненные оттуда ионянами, а затем дорийцами.
«Через три поколения после смерти Миноса разразилась Троянская война, когда критяне оказались верными союзниками и мстителями Менелая. А после возвращения из-под Трои на острове начались голод и мор людей и скота, пока Крит вторично не опустел; теперь же на острове живет уже третье критское население вместе с остатками прежних жителей» — напишет отец истории Геродот.



К предыдущей главе