Юность Шлимана
Блестящая карьера
Подруга жизни
Поиски Трои
Микены
Тиринф
Почести на склоне лет
Книги
Ребусы
_________________
______________
автор сайта
|
За сенсационным открытием Трои, вскоре последовали и другие. Шлиман решил подтвердить поэмы Гомера с другой стороны: показать, что Агамемнон (царь Микен и предводитель греков в Троянской войне) был историческим лицом. Согласно мифам, резиденция Агамемнона располагалась на полуострове Пелопоннес (очертаниями напоминает кленовый лист) в Микенах. «Златообильные Микены», «град многолюдный» — так назван этот город в «Илиаде» Гомера.
Вначале земля неохотно открывала свои тайны. Но, наконец, возле знаменитых Львиных ворот, на западной стороне микенских укреплений, рабочие наткнулись на прямоугольную шахту, уводившую в глубь скалы. Это оказалась могила, первая из пяти. Рабочие вынесли Шлиману драгоценности, золотые предметы, керамику. Так обнаружили царские гробницы, буквально ломившиеся от золота. Гробницы образовывали «некрополь» — так раньше назывались кладбища знатных людей.
Микены, кольцо царских гробниц
На фотографиях вы можете видеть кольцо царских гробниц, обнаруженных Шлиманом в Микенах. В них покоились останки 19 мужчин, женщин и детей. Дети были завернуты в погребальные пелены с кусочками золотой фольги. В глазах рябило от доспехов, оружия, золотых кубков для питья, брошей… Объем клада намного превосходил сокровища, которые Шлиман нашел в Трое.
Шлиман дал телеграмму королю Греции о том, что обнаружены гробницы Агамемнона и его отца, Атрeя. После победного возвращения Агамемнона из Трои, он был коварно убит женой Клитемнeстрой (она накинула сеть на спящего мужа) и ее любовником (он заколол его мечом). Об этом убийстве и о том, как отомстила за смерть отца его дочь Электра и сын Орест, написана трагедия Софокла «Электра».
Перед вами фотографии и схема найденной Шлиманом «Сокровищницы Атрея». Она имеет купольную форму. Девять таких гробниц было найдено в Микенах.
35-метровый коридор, выложенный каменными плитами, ведет в купольную гробницу, высотой более 13 м. Она сложена из 33 рядов плит. Вход в гробницу быд перекрыт громадным каменным блоком весом 120 тонн.
Богатством и великолепием микенские гробницы превосходили все найденное Шлиманом раньше. «Все музеи мира, вместе взятые, не располагают и одной пятой того, что я нашел здесь» — писал он. Были здесь диадемы и короны, фигурки золотых фантастических животных, броши, кинжалы и мечи.
Железо было в те времена настолько редким, что его считали драгоценным металлом, и ценили выше золота и серебра. Кроме того, Шлиман нашел золотые маски (воспроизводили черты царей) и щиты, с которыми раньше погребали царей, чтобы оградить их от злых духов. Шлиман считал, что одна таких из масок, принадлежала Агамемнону, вождю ахейцев в Троянской войне.
Он гордо писал друзьям: «Я заглянул в лицо Агамемнона». Позднее другие ученые-историки доказали (как? — радиационный анализ), что на самом деле эта маска принадлежала другому царю, жившему на 400 лет раньше. Но маску эту по старой традиции называют «маской Агамемнона».
Города Крита не нуждались в укреплениях, их оберегало море. Ахейцы же строили города не на равнинах, а на высоких холмах, с которых хорошо просматривалась окружавшая местность. От нападения врагов города защищали крепостные стены, сложенные из огромных грубо отесанных камней. Возведение стен приписывали одноглазым великанам циклопам (дословно «круглоглазым»), так как считали, что ворочать такие глыбы под силу лишь великанам. Такие стены и называют циклопическими.
Планировка города была продумана на случай вражеской осады. Такой тип города называется акрополь, что по-гречески означает «верхний город», «кремль».
Микенский акрополь рассполагался на скалистом холме, на высоте 280 метров над уровнем моря. С севера Микены были защищены горой и со всех сторон окружены мощной стеной, периметр которой 900 метров. Толщина стен достигала от 5 до 8 метров, а высота — более 8 метров.
Микены, вид сверху
Реконструкция Микен
На фотографии ниже — одно из древнейших сооружений в мире — Львиные ворота (1350 год до нашей эры). Они имеют торжественный вид и ведут в хорошо защищенную микенскую крепость. В свое время проем в воротах закрывался мощными деревянными створками. Ворота украшены плитой с изображением двух львов, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Как два грозных стража, смотрят эти львы на всех входящих. В крепости был еще и другой вход, потайной, которым могли пользоваться защитники в случае осады, для диверсионных вылазок и пополнения запасов пищи и воды.
Львиные ворота
Реконструкция, Львиные ворота
Микены, 1980
Самый известный из таких городов, Микены достигли своего расцвета после крушения Крита в 14-13 веках до нашей эры. На развитие первой греческой цивилизации — микенской — огромное влияние оказала минойская цивилизация острова Крит; микенцы оказались наследниками более утонченной ранней культуры Крита.
Перед вами несколько фотографий с микенскими фресками. На мой взгляд, они не такие живые и изящные как фрески Крита. Нет подвижности форм; фрески, выражавшие жизнерадостное настроение и чувства критского мастера, теперь лишь средство изобразить тот или иной предмет.
Дама, фреска, Микены
Женщины в очереди за водой, фреска, Микены
Тиринфянка, фреска, Тиринф
Дамы на колеснице, фреска, Тиринф
Охота, фреска, Микены
Рыбак, приносящий рыбу в жертву богам, фреска, Микены
Последняя фреска, кажется мне, чудесной. На ней запечатлен загорелый юноша со связками рыб в руках. Художник (думаю, что это был эмигрант с острова Крит) выразительно подчеркнул его широкие плечи, «стянул» талию, чтобы дать представление о гибкости тела. Связки рыб в руках рыбака как будто уравновешивают его фигуру. Красота этого юноши во многом предшествует греческим куросам.
Крутая лестница ведет к вершине естественного акрополя Микен, где сохранились остатки царского дворца, построенного между 1350 и 1330 годами до нашей эры. Внутри крепости располагался царский дворец и дома знати. В противоположность Криту, в Микенах покои царя и царицы располагались отдельно. Женскую половину дома называли гинекеей, мужскую — андрон.
Главной особенностью архитектуры микенских дворцов является отсутствие открытого центрального двора, а также новый тип помещения — мегарон (буквально «большой зал»). Его характерная композиция с портиком, вестибюлем и залом, в центре которого размещался очаг, предвосхищает черты греческого храма. В мегароне правитель Микен собирал приближенных на торжественные церемонии.
Посмотрите рисунок. Так выглядел в те времена микенский дворец.
Микенские воины в бою
В поход выступают отряды воинов, одетых в панцири и рогатые шлемы. Они вооружены копьями, мечами, луками и пращами. Решающей военной силой были боевые колесницы. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далекие разбойничьи походы по суше и по морю, это считалось доблестью. Острием копья утверждали они свое могущество по всему Эгейскому морю. Неслучайно их царские гробницы напичканы награбленным золотом. А вокруг крепости лежал нижний город, в котором ютились жалкие хижины ремесленников и крестьян, покоренных воинственными ахейцами.
Археологами в Микенах обнаружены глиняные таблички. Надписи на них удалось прочитать, оказалось, что микенцы приспособили к своему языку письменность, изобретенную на Крите. Таблички содержали списки земледельцев с указанием взимаемого с них налога, перечни рабынь, скота и другие записи.
* Чтобы совершить фотоэкскурсию по Микенам, нажмите здесь:
К предыдущей главе / К следующей главе
|