Средняя общеобразовательная школа № 8, г. Подольск

Новости
-------------------------
Главная
------------------------- Администрация
------------------------- Визитка
-------------------------
Достижения
-------------------------
О  школе
-------------------------
Документы
-------------------------
Модернизация
   образования


-------------------------
Учеба
-------------------------
Традиции
-------------------------
Сотрудничество
-------------------------
Учителя
 —  педагогический
       марафон

 —  методическая
       копилка

 —  учитель года
-------------------------
Ученики
 —  расписание уроков
 —  научное общество
 —  подготовка к ЕГЭ
 —  итоги ГИА и ЕГЭ
 —  ЭД и ЭЖ
 —  уроки и тесты
 —  выпускники
 —  переменка
-------------------------
Родители
 —  семейные ценности
 —  советы психолога
-------------------------
Контакты
-------------------------









Адаптация ребенка к школе напрямую зависит от уровня его самооценки. Смена обстановки, новый регламент жизни — это стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителями помогают либо преодолеть этот стресс, либо усугубляют его. Одни дети с уверенностью переступают школьный порог, другие, наоборот, сомневаются в собственных возможностях. Все дети чего-то ожидают от школы, от учебы. Если они выросли в атмосфере любви и тепла, то ожидают успеха. Но к началу учебы Я-концепция ребенка все же достаточно пластична. И учитель может и должен дать ребенку возможность повысить свою самооценку, уверить его в собственной ценности и компетентности.
Часто приходится наблюдать, как любознательные, всем интересующиеся, мечтающие учиться дети кардинально меняются буквально за несколько первых лет школы. Поэтому-то родителям, озабоченными поиском хорошей школы, специалисты говорят: «Ищите не школу, а учителя». Именно этот человек, с которым три-четыре года будет общаться ребенок, в большой степени может либо укрепить фундамент, улучшить Я-концепцию вашего ребенка, либо наоборот — разрушить ее основы. У педагога и в мыслях может не быть никаких таких умных слов — но вот от его представлений о том, что главное, а что второстепенное, что важнее развивать, а с чем можно и погодить — зависит, что будет происходить с самооценкой детей.
В школе ребенок сразу же становится объектом оценки. В течение дня, проведенного в классе, он подвергается непрерывной и систематической оценке, постоянно и не по собственной воле попадает в ситуацию соперничества. Даже если нет контрольной или экзамена, оценочные ситуации возникают на каждом шагу, потому что школьник постоянно выполняет какие-то задания и сравнивает себя с другими.
И хотя каждый ребенок до школы так или иначе испытал радость успеха или горечь неудачи и приобрел соответственный опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер. И дети вынуждены принимать дух этого оценочного подхода, который отныне будет сопровождать их всю жизнь и, естественно, повлияет на самооценку.
Когда ребенок утверждает: «Я этого никогда не осилю», — это больше говорит о нем самом, чем о школьном предмете. Не чувствуя уверенности, он, скорее всего, действительно потерпит неудачу. Плохую успеваемость, незаинтере­сованность в учебе, плохое поведение во многом можно объяснить заниженной самооценкой.
Формирование Я-концепции не заканчивается в определенном возрасте — постоянно происходят какие-то изменения. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным. Но позитивная самооценка может быть разрушена, если ребенок вдруг провалится на экзамене или среди друзей успеваемость перестает быть ценностью. Кроме того, взрослея, школьник обнаружит, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. Сколько известно случаев, когда отличники становились неудачниками во взрослой жизни, и наоборот, заядлые двоечники, обитатели школьных галерок добивались успехов в работе, в творчестве и в личной жизни.
Человек всегда испытывает потребность в гармонии с собой и с окружающей средой и может предпринять самые непредсказуемые действия, чтобы восстановить такую гармонию. При этом он может отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить себя и окружающих. Так, одна девочка, плохо успевавшая в школе, объясняла это тем, что не обладает большим умом. Когда она прошла тест на определение уровня интеллектуального развития, результаты оказались значительно выше средних. Такие выводы не соответствовали представлению девочки о ее способностях. Проведенный через несколько месяцев повторный тест дал парадоксальный результат: показатель интеллекта упал до уровня ниже среднего! Первые результаты вступили в противоречие с привычной, устоявшейся самооценкой ребенка, нарушилось ее личностное равновесие. Но вместо того, чтобы изменить представление о себе, девочка бессознательно пошла по пути снижения интеллекта.
Ученые установили формулу самооценки:

                              успех
Самооценка = ------------------
                          притязания

Таким образом, есть две возможности повысить самооценку: либо добиваться успеха, либо снизить притязания. Идеально, когда уровень достижений соответствует уровню притязаний, но при этом уровень притязаний чуть-чуть, самую малость, выше.
Посмотрите, по какому пути предпочитает идти ваш ребенок, сталкиваясь с трудностями. Все-таки «упереться рогом» и добиваться успеха или же махнуть рукой и подумать: «Да у меня все равно это не получится, я даже и пробовать не буду». Когда такие ситуации возникают, постарайтесь на время отложить все другие дела и поработать над самоо­ценкой ребенка, над тем, чтобы все-таки выбирать путь успеха, а не заведомого поражения.
В идеале, конечно, в этот момент лучше объединить усилия с учителем — даже если он не самый гениальный, поверь­те, если вы попросите встречи, придете в школу, поговорите с педагогом, редкий человек, видя такую родительскую заинтересованность, откажется помочь и поддержать ребенка.
Только будьте осторожны. Взрослые очень часто наивно полагают, что могут быстро и достаточно легко повысить уровень заниженной самооценки ребенка. Казалось: похвали его, предоставь школьнику «высокую» должность в классе — и все будет хорошо, ребенок станет ценить себя выше. Но если у ребенка стабильно отрицательное отношение к себе, своим способностям, реакция на доброжелательные действия может оказаться крайне негативной; например, он может сказать себе: «Наверное, я совсем глупый, если учитель все время старается внушить мне обратное». Или: «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет показать всем, какой я неповоротливый и тупой».
В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им как положительный стимул или как угроза, а первая парта в классе — либо как наказание, либо как место, откуда лучше всего слышно учителя. Если ребенок не успевает по какому-то предмету, он будет избегать его или плохо выполнять задания, с которыми, по его мнению, он все равно не справится. Воспринимая себя в целом неудачником, все последующие ситуации он будет воспринимать только как подтверждение собственной неполноценности. А ребенок, как и любой человек, нуждается в благожелательном, позитивном отношении со стороны окружающих. Так что если хотите поднять самооценку ребенка, вам потребуются и время, и терпение!

  • Всегда подбадривайте подростка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: «Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!» Нет такого скромного успеха, который не заслужил бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать воздух притворным «Ура!», и не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой и практическим советом.
  • Позволяйте исследовать. Подростки, да и взрослые тоже, восхищаются теми, кто стремиться познать новое, преодолевать преграды, и идут по их стопам. Но как часто мы учим наших детей не рисковать!
  • Настраивайтесь на успех. Внушайте своему ребенку, чтобы он думал не о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой других. Только тот становится решительным, который пробует, терпит неудачу, исправляет свои ошибки и пробует снова.
  • Выслушайте детей, когда они говорят о своей мечте. Поощряйте их мечты, какими бы далекими от жизни они вам не казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как мечту осуществить.
  • Станьте организатором компании. Поощряйте сына или дочь выступать в классе. Умение говорить перед аудиторией без стеснения — одно из главных качество уверенного человека. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступить перед классом. Подскажите ему, как нужно говорить — громче или тише, может быть более выразительно.
  • Родители должны привить ребенку 3 главных качества: уважение, наход­чивость, ответственность. Мантия вождя достается тем, кто старается понять и выполнить правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).
  • В заключение следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.