Зевс и Гера
Посейдон
Аид
Деметра и Персефона
Аполлон
Артемида
Афина
Гермес
Афродита
Арес
Гефест
Дионис
Музы
Нимфы
Орфей
Психея
Разное
Книги
Ребусы
_________________
______________
автор сайта
|
Исполнители:
Орфей — Джульетта Симионато
Эвридика — Сена Юннак
Амур — Гразиелла Скутти
Венская филармония,
Хор Венской государственной оперы
под управлением Герберта фон Караяна (1959)
Чтобы прослушать фрагмент, щелкните курсором по нужной строчке:
Акт I
01 Ah! se intorno a quest'urna funesta
02 Recitativo: Amici, quel lamento
03 Pantomime
04 Ah! se intorno a quest'urna funesta
05 Recitativo: Restar vuol' io - Ritornello
06 Aria: Chiamo il mio ben cosi
07 Recitativo: O numi, barbari numi
08 Aria: Se dolci suon
Scena: Ciel, lei riveder potro
09 Aria: Gli sguardi trattieni
10 Recitativo: Che disse? che ascoltai? Postludio
Акт II
11 Ballo delle Furie
12 Chi mai dell'Erebo
Ballo delle furie Deh placatevi con me
13 Coro Delle Furie: Misero giovane
14 Aria: Mille pene, ombre sdegnose Coro: Ah, quale incognito Aria: Men tiranne voi sareste Coro: Ah, quale incognito
15 Ballo delle furie
16 Ballo degli spiriti beati
17 Balletto
18 Ballo degli spiriti beati
19 Aria: E quest'asilo ameno
20 Aria: Che puro ciel, che chiaro sol
21 Recitativo: Oh voi, ombre felici
22 Coro degli spiriti beati: Torna, o bella, al tuo consorte
Акт III
23 Recitativo: Vieni, segui i passi miei
24 Aria e Duetto: Che fiero memento
25 Recitativo: Ecco un novel tormento
26 Aria: Che faro senza Euridice?
27 Recitativo: Ah finisca e per sempre
28 Terzetto: Soave amore
29 Balletto
30 Chaconne
«Орфей» справедливо считается шедевром музыкально-драматического гения Глюка. В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают свой смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают всему произведению поразительную стройность и стилистическое единство.
Увертюра оперы музыкально не связана с действием; согласно существовавшей традиции, она выдержана в живом движении, жизнерадостном характере.
Первый акт представляет собой монументальную траурную фреску. Величественно и печально звучание погребальных хоров. На их фоне возникают полные страстной скорби стенания Орфея. В сольном эпизоде Орфея с эхом трижды повторяется выразительная мелодия «Где ты, любовь моя», выдержанная в духе lamento (жалобных стенаний). Она прерывается драматическими призывными речитативами, которым, точно эхо, вторит оркестр за сценой. Две арии Амура (одна из них написана для парижской постановки) изящны, красивы, но мало связаны с драматической ситуацией. Игривой грацией пленяет вторая ария «Небес повеленье исполнить спеши», выдержанная в ритме менуэта. В конце акта наступает перелом. Заключительный речитатив и ария Орфея носят волевой стремительный характер, утверждая в нем героические черты.
Второй акт, наиболее новаторский по замыслу и воплощению, распадается на две контрастирующих части. В первой устрашающе грозно звучат хоры духов, исполняемые в унисон с тромбонами — инструментами, впервые введенными в оперный оркестр в парижской редакции «Орфея». Наряду с острыми гармониями, фатальным ритмом, впечатление жути призваны производить глиссандо оркестра, — изображающие лай жуткого пса Цербера. Стремительные пассажи, острые акценты сопровождают демонические пляски фурий. Всему этому противостоит нежная ария Орфея под аккомпанемент лиры (арфа и струнные за сценой) «Заклинаю, умоляю, сжальтесь, сжальтесь надо мной». Мелодия становится все взволнованнее, активней, просьба певца настойчивее. Вторая половина акта выдержана в светлых тонах. Свирельные наигрыши гобоя, тихое струящееся звучание скрипок, легкая прозрачная оркестровка передают настроение полной умиротворенности Выразительна меланхоличная мелодия флейты — одно из замечательных откровений музыкального гения Глюка.
Тревожная порывистая музыка вступления к третьему акту живописует мрачный фантастический пейзаж. Дуэт «Верь нежной страсти Орфея» получает напряженное драматическое развитие. Отчаяние Эвридики, ее волнение, горестные причитания переданы в арии «О жребий злосчастный». Скорбь Орфея, печаль одиночества запечатлены в известной арии «Потерял я Эвридику». Завершают оперу балетная сюита и ликующий хор, где солистами, чередуясь, выступают Орфей, Амур, Эвридика.
|