Зевс и Гера
Посейдон
Аид
Деметра и Персефона
Аполлон
Артемида
Афина
Гермес
Афродита
Арес
Гефест
Дионис
Музы
Нимфы
Орфей
Психея
Разное
Книги
Ребусы
_________________
______________
автор сайта
|
С веселой толпой украшенных венками менад ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Название менàда (вакхàнка) произошло от греческого глагола «mainomai» (мания), что означает «быть одержимыми, безумствующими». Менады украшали головы плющом и виноградными листьями, подпоясывались змеями, на плечи набрасывали шкуры лани или пантеры, а в руках держали тùрсы (жезл, увитый плющом и виноградными листьями с сосновой шишкой на конце) или тимпàны (бубны).
Ночью свет факелов освещал фантастические картины пьяных òргий. Лес оглашался пронзительными криками и безумным смехом менад. С запрокинутыми головами и блуждающим взором они предавались диким пляскам.
Скопас, Менада
* Чтобы увидеть скульптуры Скопаса, нажми здесь:
Проспер Д’Эпине, Вакханка
* Чтобы увидеть скульптуры, изображающие менад (вакханок), нажми здесь:
Вот несколько изображений вакханок (менад) или точнее, как их представляли художники в различные годы. Подозреваю, что каждый писал женщину своей мечты, ибо что может быть лучше красивой, веселой, беззаботной девушки...
Тютрюмов Никанор, Отдых вакханки
Петров-Водкин Кузьма, Вакханка, Русский музей, 1912
* Чтобы увидеть картины Петрова-Водкина, нажми здесь:
Лейтон Фредерик, Вакханка 1895
* Чтобы увидеть картины Лейтона, нажми здесь:
Васильев Юрий, Вакханка, 2000
* Чтобы увидеть картины, изображающие вакханок, нажми здесь:
Кроме менад, в свиту Диониса входят также и сàтиры (фàвны). Их часто отождествляют с силèнами и изображают с рожками, ушами и хвостом лошади, с козлиными ногами и копытами. Постепенно они стали приобретать все более человеческий облик, и от прежнего у них остались только небольшие рожки. Сатиры славятся задиристым нравом и страстью к вину; они также влюбчивы и часто преследуют менад или нимф. Сатиров и силенов считают демонами плодородия и воплощением стихийных сил природы.
Пракситель, Отдыхающий сатир, середина 4 века до нашей эры, римская копия, Эрмитаж
Пракситель, Отдыхающий сатир, середина 4 века до нашей эры, римская копия, Копенгаген
* Чтобы посмотреть скульптуры Праксителя, нажми здесь:
Орловский Борис, Фавн и вакханка, Русский Музей
Резвящиеся силены, псиктер
* Чтобы увидеть произведения искусства, изображающие сатиров, нажми здесь:
По популярности беспокойный бог вина соперничал с Аполлоном: правда, его больше чтил простой люд.
Пуссен Никола, Вакханалия, 1631, Национальная галерея, Лондон
* Чтобы увидеть картины Пуссена, нажми здесь:
Бурдон Себастьян, Вакханалия, Эрмитаж
Бурдон Себастьян, Вакханалия, 1866
* Чтобы увидеть другие картины о вакханалиях, нажми здесь:
Посмотрите на две картины. Они отличаются цветовым решением, автором и названием. А фактически, это одно и тоже.
Мне больше нравится второй вариант, принадлежащий кисти нашего соотечественника Маковского Константина, а вам?
Обе картины выложены в Интернете. Такой вот ГЛЮК или ПЛАГИАТ ! ! !
Gervais Paul Jean, Вакханалия
Маковский Константин, Счастливая Аркадия
* Чтобы увидеть картины Маковского, нажми здесь:
В городах Эллады в честь Диониса проводили по четыре праздника в год. Во время Великих Дионисий приносили в жертву животных и давали различные представления. В них участники славили бога в дифирамбах (хоровых песнях). Мужчины изображали сатиров, наряжаясь в козлиные шкуры. Такой хор сатиров — непременный участник всех этих представлений, и поэтому действа, в которых воспевались страдания и деяния бога, стали называться трагедией — буквально переводится как «песнь козлов».
У Диониса есть еще один спутник, также известный пристрастием к вину и веселью — это Пан (римляне называли его Фавном). Его родители: нимфа Дриопа и Гермес. Мать ужаснулась, увидев новорожденного — он был козлоноги, рогат и покрыт шерстью. Однако, когда Гермес принес ребенка на Олимп, увидевшие его боги так и покатились со смеху... И тогда наделенные чувством юмора боги дали младенцу имя Пан («поравившийся всем»). Он стал главным богом лесов и полей, пастухов, пчеловодов, охотников и рыболовов. Он опекал стада.
Пан влюбчив. Однажды он увидел нимфу Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула та на него и в ужасе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь преградила река. Простерла к реке Сиринга руки, стала молить бога реки и сестер-наяд спасти ее, те вняли мольбам и превратили нимфу в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий тростник. Срезал несколько тростинок Пан, сделал из них сладкозвучную свирель («сиринга» по-гречески и означает «свирель»). С тех пор Пан любит играть на свирели в уединении лесов.
Пан жизнерадостен, а порою ленив — любит поспать после обеда на лесной полянке. Он крайне раздражается, если его беспокоят во время полуденного сна. Пан может наслать на людей и богов такого страха, что у них волосы становятся дыбом и они бегут без оглядки прочь. Греки полагали, что у бога была раковина, звук которой повергал все живое в «панический ужас» (становится ясно и происхождение слова «паника»).
Клодион Мишель, Пан, преследующий Сирингу
* Чтобы увидеть скульптуры Клодиона, нажми здесь:
Турки, Пан и нимфа Сиринга
Буше Франсуа, Пан и Сиринга
Буше Франсуа, Пан и Сиринга, Национальная галерея, Лондон
* Чтобы увидеть картины Буше, нажми здесь:
Рубенс, Пан и Сиринга
* Чтобы увидеть другие картины Рубенса, нажми здесь:
Труа Жан Франсуа де, Пан и Сиринга
* Чтобы увидеть картины Труа, нажми здесь:
* Чтобы увидеть картины, изображающие Пана, нажми здесь:
* Чтобы увидеть картины, изображающие Пана и Сирингу, нажми здесь:
* Чтобы прочитать стихи, посвященные Дионису и его свите, нажми здесь:
Лев Бакст, эскиз костюма русского танцовщика
Вацлава Нижинского в балете «Послеполуденный отдых фавна».
(Премьера балета в Париже произвела подлинную сенсацию.)
* Чтобы увидеть картины Бакста, нажми здесь:
Вацлав Нижинский в балете «Послеполуденный отдых фавна»
* Чтобы услышать музыку к «Послеполуденному отдыху Фавна» Дебюсси, нажми здесь:
Клод Дебюсси (1862-1918), французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества — программная инструментальная музыка: «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна», триптих «Ноктюрны» для оркестра. Балеты, опера «Пеллеас и Мелизанда», поэма для голоса, хора и оркестра «Дева-избранница», фортепианные пьесы ...
подробнее ...
|