СОШ 8 Подольск, Пером и кистью, Кирилл и Мефодий




П е р о м   и   к и с т ь ю   (о русских рукописных книгах)


Похвала книге

Праздник
славянской
письменности


Святые Кирилл
и Мефодий


История
письменности


Появление
книги на Руси


Анна Ярославна
— королева
Франции


Оформление
книги


Украшение
книги


Книжный
орнамент


Книжные стили

Книгопечатание
_________________

_______________


автор сайта

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревне славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей!

Кирилл (826-869) и Мефодий (820-885) — славянские первоучители, великие проповедники христианства, канонизированные не только православной, но и католи­ческой церковью. Кирилл получил это имя при постри­жении в монашество уже перед самой кончиной в Риме, а всю жизнь он прожил с именем Константин (Константин Философ). Мефодий — монашеское имя преподобного, мирское же имя его неизвестно, предпо­ложительно его звали Михаилом.
Кирилл и Мефодий — родные братья, греки. Они были родом из богатого византийского порта Солуни (Фессалоники, а ныне Салоники в Греции), населен­ного наполовину греками, наполовину славянами. Их отец был знатным военачальником, а мать — сла­вянкой, поэтому братья с детства знали и греческий, и старосла­вянский языки. Семья их славилась в городе, даже византийский император знал ее.
Мефодий, старший из восьми братьев, состоял на военной службе. Он быстро сделал военную карьеру и в течение 10 лет был правителем какой-то славянской области, потом внезапно оставил службу и ушел в монастырь Олимп в Малой Азии.
Кирилл был самым младшим из братьев, с младенчества он обнаружил необычайные умственные способности, но здоровьем не отличался. Старший брат в детских играх защищал младшенького, слабенького с непропорционально боль­шой головой, с маленькими и коротенькими ручками. Он так и будет оберегать меньшего брата до самой смерти — и в Моравии, и на соборе в Венеции, и перед папским престолом. А потом будет продолжать братское дело в письменной мудрости. И, взявшись за руки, они так и войдут в историю мировой культуры.

           

Не достигнув 15-летнего возраста, Кирилл был взят ко двору императора Михаила III, в товарищи по учению к его сыну. Под руководством лучших наставников способный мальчик изучил античную литературу, риторику, грамматику, диалектику, арифметику и геометрию, астрономию, философию, музыку и другие «эллинские художества». Он хорошо знал иврит, славянский, греческий, латинский и арабский языки. Юноша читает медицинские и юридические трактаты. Особо полюбил он читать стихи и вскоре сам начал их писать. Через несколько лет Константину не стало равных по глубине образованности. За красноречие, ученость и умение вести философские спор он получил прозвище «Философ», оставшееся за ним навсегда. Слава его растет.
Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел отказаться от этого, принял сан священника и стал хранителем богатейшей библиотеки в соборе Святой Софии — Премудрости Божией.
Собор этот был главным храмом византийской столицы — Константинополя (славяне называли его Царьградом). Построили его при императоре Юстиниане в 532-537 годах архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. В течении пяти лет 10 000 строителей ежедневно трудились над постройкой. Огромный купол собора воспарил над городом; изнутри же казалось, что он будто спущен с небес. Потоки льющегося из многочисленных окон света делали его как бы висящим в воздухе. Храм был богато отделан дорогими камнями (мрамором, малахитом — зеленого цвета, порфиром — красного). Стены украшали резьба и мозаики.
Многие века Святая София оставалась самым крупным христианским храмом мира, главным центром Православной церкви.



Вскоре Константин удалился на полгода в монастырь к своему брату, а по возвращении стал преподавать в придворной школе (высшем учебном заведении Византии) философию (эллинскую и христианскую). За обширные познания его часто отправляют посланником в разные страны: Арабский Халифат и Хазарию. Везде он проповедовал Христа, побеждал в спорах противников, показал себя тонким политиком и дипломатом.
863 год. В столицу Византии прибыло посольство из Великой Моравии от князя Рости­слава. Моравия, одно из первых крупных славянских го­сударств, располагалось по реке Морава, впадающей в Дунай. Сейчас эту территорию занимают Словавакия и Чехия. Священники в этих землях пришли из немецких земель и поэтому богослужение они вели на непонятном латинском языке. Этому было объяснение: славянский язык еще не имел письменности, богослужебных книг, написанных по-славянски просто не существовало.
Князь Ростислав боролся за независимость Моравии от могущественного соседнего короля Людовика Немецкого и просил византийкого императора прислать в Моравию проповедников, которые бы учили о Христе не на латинском, а на понятном для моравов славянском языке. Император Михаил направил в Моравию Константина Философа и его брата Мефодия.
Для того, чтобы успешно выполнить эту миссию, Константин создал славянскую азбуку. Первыми на славянский язык были переведены важнейшие книги христиан — Евангелие, Апостол, Псалтирь, тексты церковных служб. В Евангелии рассказывается о рождении Иисуса Христа, его проповеди, чудесах, предательстве, распятии и воскрешении. Книга Апостол содержит Деяния (рассказ о путешествиях и проповеди) и Послания апостолов. Апостол переводится с греческого как посланник. Так называли первых 12 учеников Христа, которых он посылал на проповедь.
На Русь славянские книги приходили из Византии и Болгарии, в которую перебрались из Великой Моравии ученики святых Кирилла и Мефодия (славяне Климент, Наум, Горазд, Славомир ...).
Имя ученика Горазда со временем перестало обозначать только имя. Оно означает особую ловкость к чему-либо («ну и горазд ты на выдумки...»).
Вся жизнь Костантина Философа была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности. Погребен святой Кирилл в Риме в церкви святого Климента (недалеко от Колизея). Перед смертью Кирилл заповедал своему брату Мефодию продолжать их общее дело.


Мефодий продолжил дело славянского просвещения. Он становится епископом, а вскоре архиепископом. Во время очередной поездки в Моравию Мефодия схватили немецкие священники. Его сажают в тюрьму и зверски издеваются над ним. Ему достаточно отречься от дела просвещения славян, но он непреклонен. Во время суда Мефодий вел себя мужественно и достойно. Его присудили к тюремному заключению, в котором он провел более двух лет. По повелению папы римского его освобождают.
Мефодий продолжает переводы богослужебных книг. Он предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года. Отпевание было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском. По одним историческим источникам он был погребен в соборной церкви в столице Великой Моравии Велеграде, по другим — местонахождение захоронения неизвестно.

           

Археологические данные свидетельствуют, что уже в первой половине Х веке на Руси пользовались созданным святым равноапостольным Кириллом алфавитом. Но настоящей датой рождения древнерусской книжности следует считать 988 год — год Крещения Руси. Вместе с православной верой Русь приняла и традицию православной славянской книжности.
К тому времени в Болгарии сложился богатый фонд книг на славянском языке, и Русь могла черпать из этой сокровищницы. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходи­мости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси. Во многом именно этим объясняется столь быстрое распространение православного просвещения на Руси. Так молодая русская хрис­тианская культура привилась к древу кирилло-мефодиевской традиции.