СОШ 8 Подольск, Пером и кистью, книжные стили




П е р о м   и   к и с т ь ю   (о русских рукописных книгах)


Похвала книге

Праздник
славянской
письменности


Святые Кирилл
и Мефодий


История
письменности


Появление
книги на Руси


Анна Ярославна
— королева
Франции


Оформление
книги


Украшение
книги


Книжный
орнамент


Книжные стили

Книгопечатание
_________________

_______________


автор сайта

Как определить возраст книги?
О времени создания рукописи можно судить по ее украшениям, а точнее, по стилям книжного орнамента. Его вырабатывали русские книгописцы и живописцы. На протяжении XII-XIX веков стили последовательно сменяли один другой, а иногда два стиля одновременно соперничали друг с другом. Вот почему, даже если на книге не стоит дата ее написания, ее возраст можно определить по стилю книжного орнамента.

Старовизантийский стиль

Древнейшим из стилей был старовизантийский, заимствованный из Византии. Этот стиль главенствовал в XI-XIII веках: торжественный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Для него характерны большие цветки, заключенные в окружности, треугольники и сердечки. Примерами старовизантийского стиля могут служить великолепные заставки и инициалы «Остромирова евангелия», «Изборника Святослава», «Мстиславова евангелия».

           

Тератологический стиль

Старовизантийский стиль в XII—XIII веках был заменен чисто русским оригинальным тератологическим; стиль возник в Новгороде. Слово это происходит от греческого «тератос», что значит «чудовище». Поэтому тератологический стиль еще называют у нас «чудовищным», или «звериным».
Основной его признак — инициалы и заставки, выполненные представляют собой переплетённых ремнями или жгута-ми невообразимых чудищ, зверей и птиц, лапы, шеи и хвосты которых изгибаются под немыслимыми углами, переходят в растения и вновь в конечности, но только уже других «персонажей» рисунка. Животные как бы силятся разорвать удушающие их путы.
В этом стиле очень многое взято из древней языческой культуры, которая парадоксальным образом соединяется с культурой христианской. Золотописание почти исчезает, излюбленными тонами становятся тёмно-синие и небесно-голубые.
Примером тератологического стиля могут служить инициалы знаменитого «Евангелия Симеона Гордого» (середина XIV века).



Балканский стиль

В следующем столетии в русскую книгу приходит новый орнамент — балканский. В конце XIV века Сербия и Болгария были покорены турками. В 1453 году пал последний оплот христианства в этом регионе — Константинополь. В русские земли устремляется поток византийских и болгарских беженцев. Они и принесли на Русь новый орнамент для оформления книги, состоящий из тесно переплетенных между собой жгутов (специалисты называют его «плетеным» или «жгутовым»). Заставки балканского стиля строго геометричны и состоят из правильных окружностей, квадратов, ромбов и восьмерок с широкими петлями. Для этого стиля характерны нежные травянистые, пастельные, изумрудные и ярко-красные тона. Подавляющее большинство рукописей в XV веке украшалось именно в балканском стиле.

   

           

       

Нововизантийский стиль

Меньшее распространение на Руси получил нововизантийский орнамент. В XV веке он еще редок, но в XVI столетии господствует в роскошных рукописях Московского царства. Этот орнамент похожий на тот, который мы встречали в Остромировом Евангелии. В отличие от старого его стали называть нововизантийским. Нововизантийский стиль — подчёркнуто парадный и роскошный (в геометрически правильных прямоугольных рамках). Он возрождает в более изящных формах забытое золотописание домонгольского периода. Заставки неовизантийского стиля включают в себя сложные композиции, состоящие из трав, цветов и плодов. Рамка подобной заставки объёмна, она как бы «дышит», прорастая маленькими травинками.

           

Старопечатный стиль

В XVI веке русские книжники знакомятся с немецкой гравюрой первых печатных книг и начинают тщательно перерисовывать характерные завитки листьев, цветки и шишечки. Довольно быстро эти художественные элементы получают широкую популярность в Московском государстве. Русские первопечатники, создавая стиль оформления печатных книг, использовали известную им рукописную традицию. Так на основе соединения нововизантийского орнаментального стиля и гравюры возник старопечатный стиль. Отличительной особенностью этого стиля является ярко выраженная рамка, в которую заключены изображения трав и цветов (черных на белом фоне или белых на черном фоне). Сотни тысяч экземпляров старопечатных книг, изданных Московским Печатным двором во второй половине XVI-XVII веках, украшены заставками, выполненными именно в этом стиле.

           

Поморский и гуслицкий стили

Нет ничего странного в том, что со временем старопечатный стиль в своём законченном, развитом виде перешел и в рукописную книгу, которая продолжала создаваться и была широко распространена. Таким образом печатники и живописцы несколько раз заимствовали друг у друга популярные изобразительные мотивы. На рубеже XVII-XVIII веков искусство орнаментики в рукописной книге приходит в упадок, так как сама рукописная книга вытесняется книгой печатной.
Только старообрядцы продолжают развивать эту художественную традицию. Из печатных книг они признают только те, которые были напечатаны до Никона, — в первой половине ХVII века. Особую ценность для старообрядцев начинают представлять древние рукописные книги. Они реставрируют древние книги, восполняют утраты. Обращённость к прошлому обусловила появление в старообрядческой среде профессиональных собирателей рукописей, которым мы во многом обязаны нашими знаниями о древнерусской письменности.
Особенно много старообрядцев оказывается на севере — в Поморье (землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря). Там зарождается особый стиль декорирования рукописных книг — виртуозный поморский орнамент. Очень характерный, легко узнаваемый чернильный контур, изображающий стилизованные растения, раскрашивается зелёной, красной и жёлтой красками. Но известны изумительной красоты старообрядческие рукописи XIX века, богато украшенные также и золотой краской.



       

А нарядный гуслицкий стиль происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы.