СОШ 8 Подольск, МХК, расправа с женихами




  « О д и с с е я » — п е р в ы й   а н т и ч н ы й   б е с т с е л л е р


Одиссей у
царя Алкиноя


На острове
циклопов


Волшебница
Кирка


Между
Сциллой и
Харибдой


Встреча с
сиренами


Возвращение
на Итаку


Расправа
с женихами


Книги

Ребусы ______________

автор сайта
Предчувствуя беду, переоделся Одиссей в заплатанную одежду и неузнанным вошел в свой дом. Никого не удивил его вид: нищих в те времена было много. (Единственное существо, признавшее Одиссея — его собака.)

Боттани Джузеппе, Афина призывает Улисса на Итаку


Боттани Джузеппе, Улисс, превращенный Афиной в нищего, 1775


Одиссей, превращенный в нищего


Уаетс (Wyeth) Нэвел, Одиссей


Одиссей и Телемак, цветная иллюстрация


Дусе Анри Люсьен, Одиссей и Телемак, 1880


Буланже Гюстав, Служанка узнает Одиссея по шраму на ноге


Бугерё Адольф-Уильям, Служанка узнает Одиссея


* Чтобы увидеть картины Бугерё, нажми здесь:

Фабр Франсуа Ксавье, Служанка узнает Одиссея


* Чтобы увидеть картины Фабра, нажми здесь:

Clement Louis Marie Anne Belle, Служанка узнает Одиссея

Буйные женихи (а их было около сотни) пили и ели, расхищая имущество и принуждая Пенелопу выбрать себе нового мужа. Наконец, она объявила, что станет женою того, кто победит в стрельбе из лука, принадлежащего Одиссею. Сама же надеялась, что никто не сумеет даже согнуть могучий лук.

Флинт, Встреча Одиссея и Пенелопы




Кадр из фильма «Одиссей»

Салом намазали лук женихи; но из них никоторый
Лука не мог и немного погнуть — несказанно был туг он.
Хитрость замыслив, тогда им сказал Одиссей многоумный;
«Мне вы отведать позвольте чудесного лука; узнать мне
Дайте, осталось ли в мышцах моих изнуренных хоть мало
Силы, меня оживлявшей в давнишнее младости время,
Или я вовсе нуждой и бродячим житьем уничтожен».
Взявши могучий свой лук, Одиссей, в испытаниях твердый,
Вмиг натянул тетиву, и сквозь кольца стрела пролетела.

Прыгнул, держа свой колчан со стрелaми и лук, на высокий
Двери порог; из колчана он острые высыпал стрелы
На пол у ног и, потом к женихам обратяся, воскликнул:
«Вы собаки! Чудилось вам, что домой никогда уж из Трои
Я не приду, что вольны беспощадно грабить вы дом мой.
В сеть неизбежной погибели все, наконец, вы попали».
Так он сказал им, и были все ужасом охвачены бледным.
В доме своем истребил он тут всех женихов многобуйных,
Мстя им за все беззакония их и за все их обиды.

Моро Густав, Одиссей избивает женихов, 1852


* Чтобы увидеть картины Моро, нажми здесь:

Монсио Никола Андре, Избиение женихов


Degeorge Christophe Thomas, Избиение женихов


Пальер Луи-Винсент-Леон, Избиение женихов, 1812


Эккерсберг Кристоффер Вильхельм, Избиение женихов

Родичи убитых устремились к дворцу Одиссея, призывая к мести. С великим трудом добился Одиссей примирения со знатью.

Уаетс Нэвел, Одиссей и Пенелопа


Приматиччио Франческо, Одиссей и Пенелопа, 1563


Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм, Одиссей и Пенелопа


Все снова вместе

Во все времена Одиссей был источником вдохновения для поэтов и артистов, которые продолжали по следам Гомера воспевать его походы. И, конечно же, именно сам герой «Одиссеи» вызывал и вызывает наибольшее восхищение у читателей.

Одиссей Джойса. Образ Одиссея вдохновляет Джеймса Джойса, и в 1922 году он пишет своего «Улисса» (Улисс — римское имя Одиссея), истинный шедевр этого ирландского писателя.
В течение дня главный герой, торговец Леопольд Блум, повторяет путешествие Одиссея по современному Дуб­лину. По стечению многих случайностей, напол­няющих день Леопольда, под видом клиентов таверны предстают лестригоны, за официантками в баре скрываются сирены, публичным домом командует Цирцея (Кирка)...
Джойс Джеймс (1882-1941), автор модернистской прозы. В романах «Улисс», «Поминки по Финнегану» выступил открывателем новой поэтики, способов письма, в которых художественная форма занимает место содержания, кодируя идейные, психологичес­кие и другие измерения. «Поминки по Финнегану» базируются на кельтской мифологии, «Улисс» соот­несен с «Одиссеей» Гомера. Художественный метод Джойса использует «поток сознания», пародии, сти­лизации, комические приемы, мифологические и символические слои смысла.


Одиссей и Данте. Средневековый итальянский поэт Данте Алигьери посвятил Одиссею один из самых проникновенных отрывков своей «Божественной комедии».
Жажда знаний была отличительной чертой Одиссея Данте, гранью его личности, которая вызывает восхищение поэта, но где-то с ней рядом скрывается ловушка гордости, порождающая желание раздвинуть границы, наложенные Богом. Одиссей нашел свою смерть именно за нарушение этих границ (возжелав пройти за Геркулесовы столпы, крайнюю границу мира людей).
Одиссей и Диомед горят в восьмом кольце ада среди мошенников, советников и всех тех, кто направил на службу злу свой разум, самый ценный дар, данный Богом человеку.
Данте Алигьери (1265-1321), создатель итальян­ского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», трактаты. Вершина творчества Данте — поэма «Божественная комедия», поэтическая энциклопедия средних веков. Данте оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

* Чтобы увидеть картины, изображающие Одиссея и Пенелопу, нажми здесь:



* Чтобы прочитать стихи об Одиссее и Пенелопе, нажми здесь:


К предыдущей главе   /   К следующей главе