СОШ 8 Подольск, МХК, Монтеверди



              Б о г и   —   о л и м п и й ц ы

    Зевс и Гера     Посейдон
       Аид
    Деметра и
     Персефона

       Аполлон     Артемида
       Афина
       Гермес
    Афродита        Арес
     Гефест
     Дионис
        Музы
      Нимфы
      Орфей
      Психея
      Разное
       Книги
       Ребусы

_________________


______________


автор сайта

Монтеверди Клаудио (1567-1643), итальянский композитор. Один из родоначальников жанра оперы. Оперы «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Коронация Поппеи» (1642) и дугие. Автор мадригалов, церковных произведений, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса (Возрождения) приходил новый стиль барокко.


Родился в семье известного врача Балдассаре Монтеверди. Точная дата рождения не установлена, но документально подтверждено, что Клаудио Джованни Антонио был крещен 15 мая 1567 в Кремоне.
Кремона — североитальянский город, славился как университетский и музыкальный центр с превосходной церковной капеллой и высокой инструментальной культурой. Здесь в XVI-XVII веках целые семейства знаменитых мастеров (Амати, Гварнери, Страдивари) изготовляли смычковые инструменты, равных которым по красоте звука не было нигде.
Отец композитора был медиком, сам он получил университетское образование и еще в юности сложился не только как музыкант, искусный в пении, игре на виоле, органе и сочинении духовных песен и мадригалов, но и как художник широкого кругозора и гуманистических взглядов. Сочинению его обучал известный тогда композитор Марк Антонио Индженьери, служивший капельмейстером кремонского собора.
Первые пять сборников сочинений, вышедших из-под пера молодого композитора (духовные напевы, мадригалы, канцонетты), отчетливо свидетельствуют о полученной им выучке. Период ученичества окончился примерно к 1590 году: тогда Монтеверди ходатайствовал о получении места певца и скрипача в придворном оркестре герцога Винченцо I Гонзаги в Мантуе и был принят на службу.
Служба в Мантуе принесла музыканту немало разочарований. Переписка композитора говорит о том, что жизнь его была там отнюдь не сладкой: он страдал от деспотизма и жадности своих меценатов, властно и мелочно опекавших его труд и обрекавших его на подневольное, жалкое существование. «Я предпочел бы просить милостыню, чем подвергаться снова такому унижению», —  писал он впоследствии.
Тем не менее именно в этих трудных условиях Монтеверди окончательно сформировался как выдающийся мастер — создатель произведений, обессмертивших его имя. Усовершенствованию его искусства способствовала повседневная работа с ансамблями придворной капеллы и церкви Святой Варвары, общение с выдающимися современниками, среди которых были такие гениальные художники, как, например, Рубенс. Но особенно важным фактором прогресса была для Монтеверди свойственная ему скромность, неустанный труд и исключительно строгая взыскательность к собственным сочинениям. В 1580-1600 годах в Кремоне, Милане и Мантуе были написаны первые пять книг прекрасных мадригалов.
Значение этого жанра в формировании творческого метода мастера огромно. В наследии Монтеверди мадригал доминирует над другими произведениями. Эта жанровая сфера стала для Монтеверди творческой лабораторией, где им еще в молодости предприняты были самые смелые новаторские начинания.
Ничто не привлекало композитора так, как обнажение внутреннего, душевного мира человека в его драматических коллизиях и конфликтах с окружающим миром. Он — истый певец душ человеческих. Он настойчиво стремился к естественной выразительности музыки. «Речь человеческая — повелительница гармонии, а не служанка ее». Монтеверди — решительный противник идиллического искусства, не идущего дальше «амурчиков, зефирчиков да сирен». Его герой — герой трагический.
Лишь в 1594 Монтеверди стал кантором и только 6 мая 1601 получил должность maestro della musica (мастера музыки) герцога Мантуанского. В этот период он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух сыновей — Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла рано, и Монтеверди оставался вдовцом до конца своих дней. В первое десятилетие при мантуанском дворе Монтеверди сопровождал патрона в его путешествиях в Венгрию и Фландрию. Эти годы принесли богатый урожай пятиголосных мадригалов, многие из которых приобрели известность еще до их напечатания.


Но еще раньше драматургические поиски привели Монтеверди на путь оперного театра, где он сразу же выступил с первыми мантуанскими операми «Орфей» (1607 год) и «Ариадна» (1608 год), принесшими ему громкую славу.
С его «Орфея» и начинается история подлинной оперы. Предназначенный для придворного празднества, «Орфей» написан на либретто Стриджо Младшего, явно связанное со сказочной пасторалью и роскошными декоративными интермедиями — типичными атрибутами придворной эстетики. Но музыка Монтеверди превращает сказочную пастораль в глубокую психологическую драму. Опера характеризуется столь экспрессивной, неповторимой музыкой, овеянной поэтической атмосферой скорбного мадригала, что она и по сей день воздействует на нас.
В речитативных диалогах страстные реплики Орфея написаны в том взволнованном, смятенном стиле, какой мастер сознательно противопоставлял однообразному речитативу флорентийской оперы. Образ героя, его вдохновенного искусства, счастливой любви и тяжкой утраты, его жертвенный подвиг и достижение цели, трагическая развязка и конечный олимпийский триумф певца — все это поэтически воплощено на фоне контрастно сменяющихся музыкально-сценических картин.
Монтеверди придал новому тогда жанру оперы («сказка на музыке», «драма на музыке») драматическое значение, развив и углубив все его музыкально-выразительные средства. Он — один из реформаторов в истории музыкального искусства. Впервые музыка стала рисовать переживания человеческой души, оставив в прошлом гармонию и покой эпохи Возрождения. Цель искусства состояла теперь в том, чтобы взволновать слушателя, вызвать в нем сочувствие к переживаниям и судьбе героев. Свой музыкальный стиль Монтеверди назвал «concitato», что означает «взволнованный».
Что касается второго оперного произведения, написанного Монтеверди в Мантуе, — оперы «Ариадны» (либретто Ринуччини, речитативы Пери), то оно не сохранилось. Исключение — всемирно знаменитая ария героини. Ария эта — редкой красоты и по праву считается шедевром ранней итальянской оперы.


В 1608 году Монтеверди, давно тяготившийся своим положением при герцогском дворе, покинул Мантую. Он не склонился перед своими властолюбивыми покровителями и остался гордым, независимым народным художником, высоко несущим знамя человечного искусства. После недолгого пребывания у себя на родине в Кремоне, в Риме, Флоренции, Милане, Монтеверди в 1613 году принял приглашение в Венецию. Там он возглавил капеллу Сан-Марко.
Эта должность (самая блестящая среди имевшихся тогда в Северной Италии) избавила Монтеверди от несправедливостей, пережитых им в пору возмужания. Он прослужил на почетном и хорошо оплачиваемом посту соборного капельмейстера в течение трех десятилетий, и в это время, что вполне естественно, переключился на церковные жанры. Однако он не оставил и своих оперных проектов: так, для Мантуи в 1627 была создана реалистическая комическая опера «Мнимая сумасшедшая» (не сохранилось).
Падение Мантуи в 1630 стало причиной утраты многих произведений Монтеверди. Политический переворот, вызванный борьбой за герцогство после кончины последнего из династии Гонзага, оставил следы в жизни композитора (в частности, его сын Массимилиано был арестован инквизицией за чтение недозволенных книг). Окончание эпидемии чумы в Венеции было отмечено в соборе Сан-Марка 28 ноября 1631 торжественной мессой с музыкой Монтеверди (утрачена). Вскоре после этого Монтеверди, по-видимому, стал священником, о чем говорит титульный лист издания его Музыкальных шуток (1632). Книга, посвященная проблемам музыкальной теории (мелодии), но от нее мало что сохранилось.
В 1637 в Венеции открылся первый публичный оперный театр. Это событие положило начало расцвету венецианской оперы 17 столетия. Для первых четырех венецианских оперных театров Монтеверди, которому шел тогда уже восьмой десяток, написал четыре оперы, из которых сохранились две: «Возвращение Улисса на родину» (1640) и «Коронация Поппеи» (1642). Последняя опера, созданная композитором, когда ему было семьдесят пять лет, не только венчает его творческий путь, но безмерно возвышается над всем, что было создано в оперном жанре до этого. Породившие ее смелость и вдохновенность мысли неожиданны в таком преклонном возрасте. В этот период композитору удалось напечатать свои мадригалы, камерные дуэты и кантаты, а также лучшее из созданного им в церковных жанрах. Вскоре после выхода в свет этих собраний, 29 ноября 1643 года, композитор скончался. Его отпевание происходило торжественно в обоих главных храмах Венеции — Сан-Марка и Санта-Мария деи Фрари. Останки композитора были погребены во втором из этих храмов.

В течение примерно десятилетия музыка Монтеверди продолжала волновать его современников и оставалась актуальной. В 1651 вышло посмертное издание его мадригалов и канцонетт и значительное собрание церковной музыки под названием Четырехголосная месса и псалмы. В том же году в Неаполе была показана новая постановка «Коронации Поппеи».
После 1651 великий кремонец и его музыка были забыты.
Значение творчества Монтеверди определяется тремя факторами: он — последний композитор-мадригалист эпохи Ренессанса (Возрождения); он — первый автор исполняемых опер той разновидности жанра, какая была характерна для раннего барокко; наконец он — один из самых важных авторов церковной музыки. Монтеверди заметно обновил музыкальный язык своего времени. Его музыка пронизана идеалами эпохи Возрождения. Особенно значительна роль Монтеверди в разработке нового мелодического стиля — преодолевая жесткие рамки полифонии, он вдохнул в музыку драматический пафос, проявил гармоническую смелость, соединил выразительность вокальной декламации с напевной ариозной кантиленой.
Композитор отстаивал господствующую роль слова в музыке (почти все его произведения связаны с литературным текстом), достиг единства драматического и музыкального начал. Он ввел в оперу увертюру, ариозные номера, драматические хоры.
Музыка Монтеверди пребывала в забвении вплоть до XIX века, когда она была заново открыта Винтерфельдом. Начиная с 1880-х годов немецкие и итальянские ученые соревновались в работе по возрождению и переоценке личности композитора и его творчества. Сегодня искусство Монтеверди занимает достойное место в современном концертном и оперном репертуаре.