СОШ 8 Подольск, МХК, Артемида, храм в Эфесе



              Б о г и   —   о л и м п и й ц ы

    Зевс и Гера     Посейдон
       Аид
    Деметра и
     Персефона

       Аполлон     Артемида
       Афина
       Гермес
    Афродита        Арес
     Гефест
     Дионис
        Музы
      Нимфы
      Орфей
      Психея
      Разное
       Книги
       Ребусы

_________________


______________


автор сайта


(если вас раздражает анимация, нажмите клавишу ESC)

В IV веке до нашей эры небывалого расцвета достиг город Эфèс, находящийся в Ионии, на территории современной Турции. Найдите его по карте:



Эфес был одним из крупнейших городов древнего мира. Покровительницей города считалась Артемида, и вполне естественно, что горожане решили воздвигнуть храм в ее честь. Храм строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини.
Для этого из Кносса был приглашен архитектор Херсифрон и он предложил построить храм, опоясанный двойным рядом мраморных колонн. Однако дело осложнялось тем, что поблизости не было мрамора. Помог случай. Однажды пастух Пиксодор заметил, что два его барана дерутся. Один из баранов промахнулся и ударился с разбега рогами о скалу; от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказалась исторической. Пастух поднял камень — это был мрамор; он поспешил в город и в один день стал знаменитостью. Горожане облачили его в дорогие одежды и дали ему новое имя — Евангелий («принесший благую весть»).
Место для строительства храма выбрали недалеко от устья реки Каистра. В Эфесе нередко случались землетрясения, и потому святилище, было, решено возвести на болотистой почве, где колебания земли были, не столь разрушительны, как в сухих местах. По мысли архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва служила амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.
Сооружение Артимисиона ставило перед архитектором новые и сложные задачи. По словам Витрувия, Херсифрон применил хитроумный прием, для того чтобы переправить из каменоломен, находившихся в 12 км от места постройки храма, мраморные стволы колонн. Колеса повозок, груженных гигантскими стволами, глубоко увязали на мягких дорогах в илистой почве. Херсифрон приказал вбить в каждый конец мраморного кругляша по прочному железному сердечнику. Мраморные стволы оказались насажанными на гигантские железные прутья. Поверх стволов были положены деревянные рамы. Получились гигантские «телеги», в которых мраморные стволы служили колесами. Когда в эти телеги, впрягли быков, стволы колонн покатились по топкой дороге, утрамбовывая болотную грязь.
Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида: она была заинтересованным лицом. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Нервы архитектора после нескольких лет труда, борьбы с недобросовестными подрядчиками, толпами туристов и завистливыми коллегами были на пределе. Он решил, что эта балка — последняя капля, и начал готовиться к самоубийству. Артемиде пришлось принять срочные меры: утром к архитектору прибежали горожане с криками, что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.
Храм строили 120 лет (дело Херсифрона продолжил его сын Метаген, а потом еще два архитектора), и неудивительно, что он стал самым знаменитый храмом Артемиды.


Большие деньги на строительство храма внес лидийский царь Крёз. Он был не только невиданно богат (и сейчас существует поговорка «богат, как Крёз»), но был большим поклонником греческого богов и искусства. В Британском музее находятся колонны храма Артемиды, украшенные рельефами и несущие памятные надписи Креза.

Крёз, школа Рембранта, фрагмент                                 Крёз                              
     

* Чтобы увидеть картины Рембранта, нажми здесь:

Храм Артемиды был в то время «удивительным памятником эллинской культуры, поражавшим своим великолепием» (по словам античного историка Плиния) и поэтому его считали одним из семи чудес света.
			    Но лишь увидел я Артемиды чертог, 
			    Кровлю вознёсший до туч,
			    Всё остальное померкло перед ним.
			    Вне пределов Олимпа солнце не видит 
			    Нигде равной ему красоты.
					(Антипатр Сидонский)
Размеры храма 51м×105м. 127 колонн достигали высоты 18м. Верхние перекры­тия были сделаны из кедра. Крыша также была деревянной.



* Чтобы совершить видеопрогулку у храма Артемиды, нажми здесь:

Внутри храма находилась статуя Артемиды, выполненная из древесины виноградного куста, облицованная золотом и серебром.




В храме были сосредоточены богатства Эфеса и других городов. В те времена храмы были одновременно и банками, служители принимали ценности и деньги на хранение и давали деньги под проценты. В стенах храма люди находились под защитой Артемиды, и никто здесь не мог схватить государственного преступника или беглого раба.
В одну из жарких ночей (356 год до нашей эры) какой-то человек по имени Герострат, стараясь не привлекать к себе внимания, крался по улицам Эфеса. В руке у него был небольшой факел. Боязливо озираясь по сторонам, он, наконец, добрался до большого белого храма. Стража мирно спала, и он беспрепятственно проник в храм. Тут-то Герострат и совершил то, что потрясло весь цивилизованный мир: он поджег факелом несколько священных даров и занавес перед статуей Артемиды. (Зачем был этот занавес?… Чтобы богиня могла отдохнуть ночью.)


Пламя в считанные минуты перекинулось от занавеса на деревянную крышу и превратило величественный храм в руины, среди которых в немом укоре высились силуэты полуразрушенных мраморных колонн. На суде, приговорившем преступника к жестоким пыткам, Герострат признался, что поджег храм, чтобы таким образом прославиться и войти в историю. Чтобы лишить безумца даже надежды на это, эфесцы твердо решили забыть и никогда не произносить имя Герострата.
Сейчас вы спросите: откуда тогда нам известно это имя?… И в самом деле, история не сохранила нам даты рождения и смерти поджигателя, но предать имя Герострата забвению не удалось. Древнегреческий историк Феолен (IV век до нашей эры) упомянул о нем в своем труде. От поступка Герострата и пошло выражение «слава Герострата»; так говорят о людях, которые «прославились» недостойным поступком, преступлением.
Впоследствии возникло предание, что храм сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Римский историк Плутарх писал позже по этому поводу: «богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм».
Русские писатели («Сатирикон») начала 20 века написали шутливую «Всеобщую историю». Возьмите почитать ее в библиотеке, не пожалеете!!!
Вот как писательница Тэффи описывает этот исторический эпизод:
«Безумец Герострат».
Эфес славился храмом богини Артемиды. Храм этот сжег Геростат, чтобы прославить свое имя. Но греки, узнав, с какой целью сделано ужасное преступление, решили в наказание предать забвению имя преступника. Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в течении нескольких лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм Артемиды Эфесской.» Греки так хорошо знали сей наказ, что можно было любого из них разбудить ночью и спросить: «Кого ты должен забыть?» И он, не задумываясь, ответил бы: «Безумного Герострата». Таким образом, Герострату все-таки удалось попасть в историю.
Все-таки храм был уничтожен не совсем. Под рухнувшими колоннами, обломками стен, осколками статуй эфесцы обнаружили почти не поврежденную статую Артемиды. Это восприняли как чудо, как волю богов выстроить новый храм; да и не могли горожане примириться с такой потерей.

Cтатуя Артемиды

На восстановление храма они отдали свои сбережения и драгоценности. Работами руководил эфесский архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река. Хейрократ сохранил облик старого храма, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
Вновь поднялись 127 колонн, 36 из которых были украшены в нижней части барельефами в рост человека. На них изображались подвиги героев и богов. В отделке храма принимали участие знаменитые ваятели и живописцы, среди которых Пракситель (рельефы для алтаря), Скопас (рельефы на колоннах) и Апеллес (картины). Среди картин последнего выделялся портрет Александра Македонского, которого художник изобразил в облике Зевса с молнией в руке. Эфесцы были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору 25 золотых талантов, что было очень большим гонораром за одну картину.

     
Отличие нового храма от старого заключалось лишь в том, что он имел не деревянную крышу, а крышу покрытую мраморными плитами, дабы какой-нибудь безумец снова не смог сжечь храм. Внутри храм также был облицован мрамором (впервые в истории архитектуры).
Реконструкция храма Артемиды






Xрама Артемиды

Интересно, что сам Александр Македонский предложил эфесцам оплатить все расходы по восстановлению храма, однако при этом поставил условие, чтобы в храме появилась надпись о его благодеянии. Гордые эфесцы не захотели принять помощь от варвара и тактично ответили непобедимому полководцу, что в нем они видят бога, а богу не подобает воздвигать храм богине. Польщенный такими словами Александр покинул эти места.
Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм.
Когда Эфес попал под власть христианской Византии, мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
Перед вами фотография заболоченного озера, на месте которого стоял некогда храм Артемиды:


Но археологами обнаружены сокровища Артемиды: монеты из электрона (сплав золота и серебра), 3000 ценнейших жемчужин, серьги, броши и другие украшения.


Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна; аисты свили на ней гнездо, словно напоминая людям, что жизнь продолжается и будет в ней еще много чудес.

   
   

* Чтобы совершить фотоэкскурсию по Эфесу, нажмите здесь:

Храм в Эфесе был не единственным храмом, посвященным Артемиде. В Вравроне в 38 км от Афин также находилось святилище Артемиды V века до нашей эры. Оно сохранилось немного получше:
Храм в Вравроне


* Чтобы совершить фотоэкскурсию по Вравроне, нажмите здесь:

Древнеримский храм богини Дианы, Эвора, Португалия


Храм Артемиды в Сардах


Храм Артемиды, Джераш, Иордания


Храм Дианы, Парк Королевские Лазенки, Польша