СОШ 8 Подольск, МХК, Орфей и Эвридика, Рахманинов



              Б о г и   —   о л и м п и й ц ы

    Зевс и Гера     Посейдон
       Аид
    Деметра и
     Персефона

       Аполлон     Артемида
       Афина
       Гермес
    Афродита        Арес
     Гефест
     Дионис
        Музы
      Нимфы
      Орфей
      Психея
      Разное
       Книги        Ребусы

_________________


______________


автор сайта

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943), русский композитор, пианист, дирижер. В 1904-1906 годах дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В его творчестве с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания — с ритмической энергией.


Рахманинов родился в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед был известен как автор салонных романсов). Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1882 году поступил в Петербургскую консерваторию. В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории. Среди произведений, написанных в годы учебы, — концерт № 1 для фортепиано с оркестром, юношеская симфония, симфоническая поэма «Князь Ростислав». В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году — как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы».


Высокого мнения о даровании Рахманинова был Чайковский, под чьим сильнейшим влиянием проходило творческое становление молодого композитора. На смерть Чайковского Рахманинов откликнулся Элегическим трио «Памяти великого художника». Среди других произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия «Утес», Музыкальные моменты для фортепиано и ряд романсов, в числе которых такие жемчужины русской вокальной лирики, как «В молчаньи ночи тайной» на слова Фета, «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина, «Весенние воды» на слова Тютчева.
В 1895 году Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой, состоявшаяся два года спустя, обернулась крупным провалом. По свидетельству современников, из-за крайне небрежного исполнения симфония не была оценена должным образом; тем не менее Рахманинов воспринял происшедшее как доказательство его собственной творческой несостоятельности и на несколько лет отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности. В 1897-98 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Мамонтова; тогда же началась его международная исполнительская карьера (первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне). В 1898-1900 годах Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с Шаляпиным.


Стиль Рахманинова глубоко укоренен в традиции русской музыки 19 века, особенно московского направления, признанным лидером которого был Чайковский. Этот стиль композитора находит яркое выражение в первых же крупных произведениях этого периода — популярнейшем Втором концерте для фортепиано с оркестром и Сонате для виолончели и фортепиано.
Радостным, поистине весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» на стихи Некрасова. Своим мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых», навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Беклина. В 1904-06 годах Рахманинов работал дирижером Большого театра. Тогда же он написал две одноактные оперы: «Франческа да Римини» по Данте и «Скупой рыцарь» по Пушкину. Третья опера «Монна Ванна» (по Метерлинку) неокончена.
В 1910-х годах Рахманинов уделяет значительное внимание крупным хоровым формам и богослужебным композициям — Литургия святого Иоанна Златоуста и Всенощное бдение. В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра; по своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кантатно-ораториального жанра (Чайков­ский, Танеев), сколько с вокально-симфоническими фресками позднего Листа.
В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США. Последние 25 лет Рахманинов вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза, слава которого вскоре стала поистине легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков — Шопена, Шумана, Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, исключительно ответственном отношении к деталям. В последних произведениях кампозитора с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.