СОШ 8 Подольск, МХК, Стравинский



              Б о г и   —   о л и м п и й ц ы

    Зевс и Гера     Посейдон
       Аид
    Деметра и
     Персефона

       Аполлон     Артемида
       Афина
       Гермес
    Афродита        Арес
     Гефест
     Дионис
        Музы
      Нимфы
      Орфей
      Психея
      Разное
       Книги
       Ребусы

_________________


______________


автор сайта

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882-1971), российский композитор и дирижер. В России до 1914, затем постоянно жил за рубежом, с 1939 в США. Ранние балеты — «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) — связаны с русским фольклором. Творчество Стравинского отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры.
Игорь Стравинский — легендарная фигура в музыке XX века. За долгую жизнь композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки. Русские народные песни были для него источником создания собственной мелодики фольклорного типа. Оперы «Соловей» (1914), «Мавра» (1922), «Похождение повесы» (1951), хореографическая кантата «Свадебка» (1923), балеты «Жар-птица» (1910), «Орфей» (1947), «Агон» (1957) ...


Родился 5 июня 1882 в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга. Вырос в музыкальной семье. С артистической средой с ранних лет: его отец — певец Мариинского театра, где помимо сослуживцев бывали и Стасов, и Мусоргский, и Достоевский.
С 9 лет играл на фортепиано, с 18 — самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридическом факультете Петербургского университета. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишь в двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова. Пять лет близкого общения с Николаем Андреевичем многое дали Стравинскому. Он воочию, на примере учителя, познакомился с техникой композиторского труда.
Юношей он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции, сблизился с Сергеем Павловичем Дягилевым, при решающем воздействии и покровительстве которого утвердилась блистательная композиторская карьера молодого Стравинского. (Позднее именно благодаря Дягилеву, прославленному балетному импресарио, готовившего ряд спектаклей русского балета в Париже, и не без участия другого ревнивого покровителя — французского композитора Клода Дебюсси — он быстро проник в сферы аристократической элиты Парижа.)
В 1905 опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Стравинский обращался к народным текстам, сюжетам, архаической песенности. На этой основе выработалась оригинальная творческая манера — яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонационному обновлению национального стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение современная городская бытовая музыка.


Слава пришла к Стравинскому неожиданно в 28 лет. По заказу Дягилева он написал одну из самых блестящих своих партитур — балет «Жар-птица». Русская сказка об Иване-царевиче, освободившем прекрасную царевну от чар Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы». Показ балета состоялся в Париже в 1910 году.
В следующем году был завершен еще один балет — «Петрушка», где в живых и достоверных образах воссозданы картины русской ярмарки с ее озорными плясками, балаганами, уличными наигрышами шарманки и гармони. На фоне праздничного разгула толпы представлены трагические смятения кукольного героя Петрушки, обманутого ветреной Балериной.
Музыкальный язык «Жар-птицы» и «Петрушки» еще сохраняет связь с прежней традицией, но уже в третьем балете — «Весна священная» (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Стремясь передать «варварский» дух далекой древности, автор применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски.
«Весна священная» ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки.
Премьера «Весны священной», поставленной «Русским балетом» Дягилева в Париже, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке.
После парижской премьеры «Жар-птицы» Стравинский сблизился с композитором Клодом Дебюсси (основоположником музыкального импрессионизма). Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза. Поначалу Дебюсси видел в Стравинском близкого по стилю композитора. Но внезапная эволюция Стравинского озадачила Дебюсси: со смешанным чувством одобрения и недоумения он отнесся к «Весне священной» — его молодой друг в этом эпохальном сочинении порвал с импрессионизмом, преодолел его.
Стравинский входит в моду, он посещает великосветские парижские салоны, связанные с известными именами. Это — графиня Эдмои де Полиньяк, дочь богатейшего фабриканта швейных машин Зингера. Это и Габриэль Шанель — владелица аристократического ателье мод, одна из самых щедрых покровительниц Дягилева; Стравинский получает также заказы от актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн ...
Перед началом Первой мировой войны композитор покинул Россию. Он жил в Париже и в 1934 году принял французское гражданство. Стравинский стал блестящим представителем международного авангарда в музыке. Новый период его творчества, по числу произведений наиболее плодотворный (45 сочинений), можно охарактеризовать как возвращение к стилю прошлых времен (от античности до классицизма).
Новый переломный момент в творчестве композитора обозначает «Пульчинелла» — балет с пением (1920, на темы Перголези). Произошло это не случайно, не было капризом творца: закончилась Первая мировая война, закончился период убийств, бесчеловечных разрушений, и у Стравинского появилась потребность освежить свою палитру. Радостный, солнечный свет излучает музыка «Пульчинеллы»; улыбкой озарена комическая опера «Мавра» (1922). А более поздние произведения — опера-оратория «Царь Эдип» (1927), балет «Аполлон Мусагет» (1928) и «Поцелуй феи» (1928, на темы Чайковского) отбросят свет на творчество Стравинского ближайшего десятилетия; отзвуки тенденций, в них заложенных, скажутся и в сороковые годы.
В 1948 году композитор пишет балет «Орфей» (1948). Кроме того, Стравинский отдал дань джазу («Черный концерт» для кларнета и джаз-бэнда, 1945) и цирковой музыке («Цирковая полька» для оркестра, 1942). В наиболее значительных образцах, таких, как «Симфония псалмов» для хора и оркестра на латинский текст (1930), симфония в трех частях для оркестра (1945), месса для хора и духовых (1947) элемент игры с моделями музыки прошлого отходит на второй план; тем самым полнее выявляется глубинный философский смысл этой музыки, воплощенная в ней тоска по высшим, вневременным духовным ценностям.
Жесточайший смерч проносится над всем человечеством, вызвав неисчислимые жертвы; он утихает лишь в 1945 году. Своим беспощадным крылом этот смерч коснулся и Стравинского, заставив его эмигрировать из Франции в США. А перед тем он похоронит жену, мать, дочь и над ним самим нависнет смертельная опасность (острая вспышка туберкулеза, от той же болезни умерли жена и дочь).
Потеряв родных, отторгнутый от привычной обстановки, от друзей и близких, на пороге 60-летия он будет заново строить жизнь (вместе с новой женой) в условиях, которые до конца дней останутся ему чуждыми. Растерянность ощущается в его действиях, в невольных уступках «американскому вкусу».
Добровольное изгнание стало причиной постепенного исчезновения из музыки Стравинского элементов русского фольклора.
Русские темы еще присутствуют в партитуре «Истории солдата» для семи инструментов, созданной в годы Первой мировой войны, а также в хореографической кантате «Свадебка» — стилизации деревенского свадебного гулянья.
В более поздних сочинениях прослеживается поворот к классицизму и религиозной тематике. Сюда относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1924), Симфония в трех частях (1945) и кантата «Симфония псалмов» (1930).
Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в «Царе Эдипе» (1927), опере-оратории на латинский текст; скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма.
В 1945 году после войны, которую он пережил на американском континенте, Стравинский стал гражданином США.


Возможно, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского (уже перешагнувшего 70-летний рубеж) стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Шёнберг и Веберн. В этом стиле созданы балет «Агон» (1957) для 12 танцовщиков и духовная кантата на библейский текст «Плач пророка Иеремии» (1958). Неповторимая манера Стравинского отчетливо проявилась в ритмике, полифонии и тембровой палитре этих додекафонных сочинений.
Ни один композитор XX века не был так образован как Стравинский. Философия и религия, эстетика и психология, математика и история искусства — все находилось в поле его зрения; проявляя редкую осведомленность, он во всем хотел разобраться как специалист, имеющий свой взгляд на затронутый вопрос. Стравинский — неистовый читатель — с книгой не расставался до самого преклонного возраста. Его библиотека в Лос-Анджелесе насчитывала около 10 тысяч томов.
Но главное — работа: он был великим тружеником, не давал себе роздыха и в случае необходимости мог, не отрываясь, заниматься по 18 часов. Роберт Крафт свидетельствовал в 1957 году, что он трудился тогда — то есть в возрасте 75 лет! — по 10 часов в сутки: до обеда над сочинением музыки 4-5 часов и после обеда 5-6 над оркестровкой или переложением. Высшее достижение Стравинского «Реквием» (1966, Заупокойные песнопения). В 84 года Стравинский создал произведение, отличающееся истинными художественными прозрениями. Музыкальная речь стала более ясной и одновременно образной, эмоционально контрастной. «Реквием» — это последнее крупное произведение композитора.
Стравинскому принадлежат также литературные труды, преимущественно автобиографические.
Умер Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971 года, за два месяца до своего 89-летия. Его влияние на музыку ХХ века огромно. Такие шедевры, как «Весна священная», вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира.