СОШ 8 Подольск, уроки МХК, Орфей и Эвридика, опера Глюка



              Б о г и   —   о л и м п и й ц ы

    Зевс и Гера     Посейдон
       Аид
    Деметра и
     Персефона

       Аполлон     Артемида
       Афина
       Гермес
    Афродита        Арес
     Гефест
     Дионис
        Музы
      Нимфы
      Орфей
      Психея
      Разное
       Книги
       Ребусы

_________________


______________


автор сайта




Исполнители:

Орфей — Джульетта Симионато
Эвридика — Сена Юннак
Амур — Гразиелла Скутти
Венская филармония,
Хор Венской государственной оперы
под управлением Герберта фон Караяна (1959)


Чтобы прослушать фрагмент, щелкните курсором по нужной строчке:

                Акт I
01  Ah! se intorno a quest'urna funesta
02  Recitativo: Amici, quel lamento
03  Pantomime
04  Ah! se intorno a quest'urna funesta
05  Recitativo: Restar vuol' io - Ritornello
06  Aria: Chiamo il mio ben cosi
07  Recitativo: O numi, barbari numi
08  Aria: Se dolci suon
      Scena: Ciel, lei riveder potro

09  Aria: Gli sguardi trattieni
10  Recitativo: Che disse? che ascoltai?
      Postludio


                Акт II
11  Ballo delle Furie
12  Chi mai dell'Erebo
      Ballo delle furie
      Deh placatevi con me

13  Coro Delle Furie: Misero giovane
14  Aria: Mille pene, ombre sdegnose
      Coro: Ah, quale incognito
      Aria: Men tiranne voi sareste
      Coro: Ah, quale incognito

15 Ballo delle furie
16 Ballo degli spiriti beati
17 Balletto
18 Ballo degli spiriti beati
19 Aria: E quest'asilo ameno
20 Aria: Che puro ciel, che chiaro sol
21 Recitativo: Oh voi, ombre felici
22 Coro degli spiriti beati: Torna, o bella, al tuo consorte

                Акт III
23 Recitativo: Vieni, segui i passi miei
24 Aria e Duetto: Che fiero memento
25 Recitativo: Ecco un novel tormento
26 Aria: Che faro senza Euridice?
27 Recitativo: Ah finisca e per sempre
28 Terzetto: Soave amore
29 Balletto
30 Chaconne


«Орфей» справедливо считается шедевром музыкально-драматического гения Глюка. В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают свой смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают всему произведению поразительную стройность и стилистическое единство.
Увертюра оперы музыкально не связана с действием; согласно существовавшей традиции, она выдержана в живом движении, жизнерадостном характере.
Первый акт представляет собой монументальную траурную фреску. Величест­венно и печально звучание погребальных хоров. На их фоне возникают полные страстной скорби стенания Орфея. В сольном эпизоде Орфея с эхом трижды повторяется выразительная мелодия «Где ты, любовь моя», выдержанная в духе lamento (жалобных стенаний). Она прерывается драматическими призывными речитативами, которым, точно эхо, вторит оркестр за сценой. Две арии Амура (одна из них написана для парижской постановки) изящны, красивы, но мало связаны с драматической ситуацией. Игривой грацией пленяет вторая ария «Небес повеленье исполнить спеши», выдержанная в ритме менуэта. В конце акта наступает перелом. Заключительный речитатив и ария Орфея носят волевой стремительный характер, утверждая в нем героические черты.
Второй акт, наиболее новаторский по замыслу и воплощению, распадается на две контрастирующих части. В первой устрашающе грозно звучат хоры духов, исполняемые в унисон с тромбонами — инструментами, впервые введенными в оперный оркестр в парижской редакции «Орфея». Наряду с острыми гармониями, фатальным ритмом, впечатление жути призваны производить глиссандо оркестра, — изображающие лай жуткого пса Цербера. Стремительные пассажи, острые акценты сопровождают демонические пляски фурий. Всему этому противостоит нежная ария Орфея под аккомпанемент лиры (арфа и струнные за сценой) «Заклинаю, умоляю, сжальтесь, сжальтесь надо мной». Мелодия становится все взволнованнее, активней, просьба певца настойчивее. Вторая половина акта выдержана в светлых тонах. Свирельные наигрыши гобоя, тихое струящееся звучание скрипок, легкая прозрачная оркестровка передают настроение полной умиротворенности Выразительна меланхоличная мелодия флейты — одно из замечательных откровений музыкального гения Глюка.
Тревожная порывистая музыка вступления к третьему акту живописует мрачный фантастический пейзаж. Дуэт «Верь нежной страсти Орфея» получает напря­женное драматическое развитие. Отчаяние Эвридики, ее волнение, горестные причитания переданы в арии «О жребий злосчастный». Скорбь Орфея, печаль одиночества запечатлены в известной арии «Потерял я Эвридику». Завершают оперу балетная сюита и ликующий хор, где солистами, чередуясь, выступают Орфей, Амур, Эвридика.