Юность Геракла
Подвиги Геракла:
— немейский лев
— лернейская
гидра
— стимфалийские
птицы
— керинейская
лань
— эриманфский
вепрь
— конюшни Авгия
— критский бык
— кони Диомеда
— пояс Ипполиты
— коровы Гериона
— пес Цербер
— яблоки Гесперид
Геракл у Адмета
Геракл и Деянира
О чудовищах — детях Ехидны
Книги
Ребусы
_________________
______________
автор сайта
|
Когда Геракл плыл на корабле за конями царя Диомеда, он решил посетить своего друга, одного из участников похода аргонавтов, царя Адмета, так как путь лежал мимо того города, где правил Адмет. Великое горе царило в доме царя. Его жена Алкестида должна была умереть.
Некогда бог Аполлон поссорился со своим отцом Зевсом, и был им наказан: Зевс велел ему целый год служить пастухом у смертного человека — царя Адмета. Адмет был хозяин добрый и ласковый, и Аполлон тоже отплатил ему добром. Он напоил допьяна непреклонных мойр, богинь судьбы, отмеривающих сроки человеческой жизни, и добился для царя Адмета чуда: когда придет Адмету время умирать, он сможет избавится от смерти, если кто-то согласится сойти вместо него в мрачное царство Аида.
Сэндис, Леди Дональдсон в образе Алкесты
* Чтобы увидеть картины Сэндиса, нажми здесь:
Адмет и Альцеста слушают оракула, фреска, Помпеи
Маэстри, Адмет и Альцеста слушают оракула Аполлона
Когда настал час смерти, Адмет просил престарелых родителей заменить его в лодке Харона, но родители отказались. Не согласился никто и из слуг умереть за царя. Тогда молодая, прекрасная Алкестида решилась пожертвовать своей жизнью за любимого мужа. Пришли к ней ее сын и дочь. Горько рыдали они на груди матери. В отчаянии Адмет обнял жену и молил ее не покидать его.
Фюгер Генрих Фридрих, Алкестида готовится к смерти, 1804
Пейрон Жан-Франсуа-Пьер, Смерть Алкестиды, 1794
Пейрон Жан-Франсуа-Пьер, Смерть Алкестиды
Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм, Смерть Алкестиды
Кауфман Анжелика, Смерть Алкестиды
* Чтобы увидеть картины Кауфман, нажми здесь:
Уже готова к смерти Алкестида; уже приближается неслышными шагами ненавистный богам и людям мрачный бог смерти Танат (Танатос), чтобы срезать мечом прядь волос с головы Алкестиды. Закрылись глаза Алкестиды, холодеет ее тело, умерла она. Безутешно рыдает Адмет и велит приготовить жене пышные похороны. Весь город полон скорби — все любили добрую царицу.
В это время приходит Геракл. С почетом встретил Адмет великого сына эгидодержавного Зевса. Не желая опечалить гостя, старается скрыть Адмет от него свое горе, но Геракл узнает обо всем от слуг.
Быстро созрело у великого героя решение отнять у Таната Алкестиду. Спрятавшись за ее гробницей, Геракл подождал, когда прилетел Танат напиться жертвенной крови и напал на Таната. Охватил он бога смерти могучими руками, и началась ужасная борьба, в которой победил сын громовержца Зевса. Он связал Таната и потребовал, чтобы вернул бог смерти к жизни Алкестиду. Танат подарил Гераклу жизнь жены Адмета, и повел ее великий герой назад ко дворцу ее мужа.
Лейтон, Геракл сражается со Cмертью за Алкестиду
* Чтобы увидеть картины Лейтона, нажми здесь:
Сезанн Поль, Геракл выносит Алкестиду из Аида
* Чтобы увидеть картины Поля Сезанна, нажми здесь:
Делакруа Эжен, Геракл выносит Алкестиду из Аида
* Чтобы увидеть картины Делакруа, нажми здесь:
Тишбейн, Геракл возвращает Алкестиду
Эдельфельт Альберт, Алкеста на берегу Стикса
Адмет горько оплакивал свою незаменимую утрату. Ему ненавистна жизнь. Смерть зовет он. Все его счастье похитил Танат и унес в царство Аида. Что может быть тяжелее, чем утрата любимой! Вдруг пред скорбным Адметом предстал Геракл. Он ведет за руку женщину, закрытую покрывалом. Геракл просит Адмета оставить эту женщину во дворце. Отказывается Адмет; тяжело ему видеть во дворце своем другую женщину, когда потерял он ту, которую так любил. Геракл настаивает.
Геракл возвращает Алкесту
Бенвенути Пьетро, Геракл возвращает Алкесту
Куапель Антуан, Геракл возвращает Алкесту из подземного мира
Куапель Шарль Антуан, Геракл возвращает Алкесту
* Чтобы увидеть картины Куапеля, нажми здесь:
Давид Луи, Геракл возвращает Алкесту мужу
* Чтобы посмотреть картины Давида, нажмите здесь:
Наконец, Адмет, будучи не в силах отказать своему другу, берет женщину за руку, чтобы ввести ее во дворец. Геракл говорит ему:
— Теперь ты можешь сказать, что сын Зевса — верный друг. Взгляни же на женщину! Не похожа ли она на твою жену Алкестиду?
— О, великие боги! — воскликнул Адмет, подняв покрывало женщины, — жена моя Алкестида! Великий сын Зевса, ты вернул мне радость жизни! Останься у меня гостем. Я повелю во всех моих владениях праздновать твою победу.
Не остался Геракл у Адмета; его ждал очередной подвиг.
Еврипùд (480-406 до нашей эры), древнегреческий поэт-драматург, посвятил Алькесте свою трагедию со счастливым концом. Вы можете прочитать ее в разделе «Книги».
До нас дошло 17 из 92 написанных Еврипидом трагедий. Вместе с Эсхилом и Софоклом, он считается одним из столпов греческой драмы. Сюжет греческих трагедий, как правило, заимствовался из мифа. Еврипид подвергает традиционные мифы изменениям — их персонажи утрачивают героические черты и превращаются в обыкновенных людей. Афиняне понимали героев Еврипида и сочувствовали им потому, что они были реалистично обрисованы и напоминали им самих себя.
Образ Алькесты был воплощен и в более поздней драматургии: «Верная жена Алкеста и ее верный муж Адмет» Сакса, «Алкеста» Виланда, «Алкеста» Альфьери, «Дом Адмета, или обмен судеб» Гердера, «Жизнь под солнцем» Уайдлера ...
Сюжет об Альцесте вдохновил Родена на создание скульптуры «Смерть Алкесты».
С XVII века миф об Алкестиде часто использовался в европейском музыкальнодраматическом искусстве — это оперы: «Алкеста, или триумф Алкида» Люлли, «Альцеста» Франка, «Алкестида» Драги. В VIII веке — «Адмет, царь Фессалии» Генделя (создал также ораторию «Алкестида»); в XX веке — «Альцеста» Веллеса. Среди балетов: «Адмет и Алкестида» — три постановки Новера (XVIII век), «Альцеста» Вейгля и другие.
Глюк Кристоф Виллибальд (1714-1787), австрийский композитор посвятил Алкестиде оперу «Альцеста». Глюк работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр следующих столетий. На мифологические сюжеты Глюком написано более 40 опер: «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», «Орфей», «Парис и Елена» и другие. подробнее...
* Чтобы прослушать хор народа из оперы Глюка «Альцеста», нажми здесь:
(В греческой трагедии важная роль отводилась хору: это был голос народа, который отзывался на все происходящее на сцене. У Глюка хор — активный участник драмы. Хор из оперы «Альцеста» — это мольба не покидать свой народ, обращенная к смертельно больному царю Адмету.)
* Чтобы прочитать либретто оперы Глюка «Альцеста», нажми здесь:
* Чтобы прочитать стихи об Алкестиде, нажми здесь:
К предыдущей главе / К следующей главе
|