СОШ 8 Подольск, Пером и кистью, книжный орнамент




П е р о м   и   к и с т ь ю   (о русских рукописных книгах)


Похвала книге

Праздник
славянской
письменности


Святые Кирилл
и Мефодий


История
письменности


Появление
книги на Руси


Анна Ярославна
— королева
Франции


Оформление
книги


Украшение
книги


Книжный
орнамент


Книжные стили

Книгопечатание
_________________

_______________


автор сайта

Уже древнейшие созданные на Руси книги имеют высокие художественные достоинства. Украшали книгу, не жалея ни времени, ни труда, ни средств, так что она сама по себе становилась драгоценностью. Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент (слово «орнамент» происходит от латинского «ornamentum» — «украшаю»), в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, вязь и полевые цветки. К сожалению, имя художника (изографа), исполнявшего заставки, миниатюры, инициалы ...   встречается крайне редко.
Орнаментальные украшения древнерусских книг включают:
  • инициалы;
  • заставки;
  • концовки;
  • прочие (орнаментальные рамки, украшения на полях, вязь).

Инициалы

Инициал (буквица) — заглавная буква в начале текста книги, главы, чтений или песнопений. Инициал — древнейший элемент оформления книги. Слово «инициал» происходит от латинского «initialis» — «начальный».
Обычно высота инициалов достигает 3-6 строк текста. Инициалы встречаются уже в древнейших греческих и латинских рукописях V-VI веков. Постепенно изменяясь и развиваясь, они стали со временем одним из важнейших элементов украшения рукописи, неотделимым от ее содержания. И особенно ярко эта взаимосвязь инициала и текста проявилась в русской рукописной книге.


Инициалы могут быть выполнены красками любых цветов и их сочетанием. При украшении заглавных букв русских изографов больше всего привлекали расти­тельные мотивы. Широкие листья, плавно заворачиваясь, отмечали изгибы пись­менных знаков, а цветочныеи бутоны эффектно завершали буквенные петли.
Инициалы часто превращались в сложные рисунки диковинных зверей, птиц, чу­довищ, сражающихся воинов. В начало библейского текста изограф в виде озорной буквицы неожиданно помещал ве­селого скомороха. И не только помещал, но и приписывал на поле красными чернилами напутственное слово: «Гуди гораздо», как это сделано в Евангелии 1358 года.
Другой пример подобного рода — буква «Р» на странице Писания, изображающая потешную сцену в бане: человек, облаченный в одежды, опрокидывает себе на голову бан­ную шайку, а рядом дано пояснение: «обливается водою». Интересна буква «М»: два рыбака с уловом в сетях. Этот сюжет связат с событием призванием апостолов Андрея и Петра, бывшими до этого ловцами. Мудрец, ловящий мысль, подобен рыбаку, забрасывающему сеть. Это ничего, что изображение порой мало похоже на букву — читатель обязательно догадается. Художник не ограничен ничем.
Развитое ювелирное искусство, вышивка, умение украшать свой быт отразились на инициалах, призванных заинтересовать читателя, привлечь его внимание.






Оформление «Остромирова Евангелия» поражает своей красотой, яркостью цвета, изумительным орнаментом. Заставки, фигурки зверюшек-букв — это особый мир, где все живет, все одухотворено. Здесь много выдумки, юмора, все проникнуто глубоко народным простодушием, каким овеяны наши русские сказки. Ощущение радости и непринужденности создают легкие, светлые краски: лазоревая голубизна сочетается с нежной зеленью, алеет киноварь и поблескивает золото.
«Праздничность» книги подчеркивается разнообразием разрисованных инициалов одних и тех же букв. Почти каждое чтение начинается со слов: «Въ оно время» или «Рече Господь». Потому и инициалы все или В или Р. И ни одного В, ни одного Р похожих на остальные. Так, например, инициал буква «В» повторяется 135 раз, но каждый из них отличается от других!


Все буквицы «Остромирова Евангелия» обведены золотым контуром. В них используются растительные мотивы, неожиданно переходящие в человеческие, птичьи или звериные изображения, в византийских рукописях совершенно непредставимые. Человеческие лица («личины») большие по отношению к величине буквы, полнотелые и румяные и это придает им веселый оттенок, а страницам книги — развлекательность. Среди звериных изображений встречаются головы монстров похожие на песьи (хищные и опасные), существа типа крокодила иногда снабженные лапами и крыльями. В византийском декоре не живут монстры, их там явно не любили, а может быть даже опасались. Зато монстры привычны для европейского средневекового искусства.
Такой стиль, проявившийся в инициалах называется тератологический. «Тератос» по-гречески означает «чудовище», поэтому и стиль этот иногда называют «звериным» или «чудовищным». В XIII веке этот стиль займет ведущее и определяющее место в русской рукописной книге. Тератология, проникнутая народными фантастикой и сюжетами, стала подлинным национальным орнаментом.






С появлением печатных книг инициалы изменились. Девятнадцать узорных буквиц, разработанные Иваном Федоровым, составили почти половину славянской азбуки. Принцип построения букв с помощью витых трав у нашего первопечатника глубоко традиционен.


Буквицы являются самым многочисленным украшением Острожской Библии, изданной Федоровым в Остроге в 1581 году. В книге насчитывается около 1400 их оттисков. Некоторые развороты вмещают по десять инициалов, и хотя подобное скопление заглавных букв может показаться чрезмерным, но их ясный рисунок и невесомый декор ничуть не загромождают книжные страницы.


В 1586 году из Великого княжества Литовского, пришел в Москву ученик Ивана Федорова — Анисим Радишевский. Он с выпустил в свет «Четвероевангелие», которое удивило москвичей сказочно роскошным убором.

Заставки

Заставки — небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста. Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое, их основная функция — «ввести читателя» в текст книги, дать ему определенный философско-эстетический настрой. Кроме того, заставки применялись для того, чтобы зрительно разделять текст книги на части.











Чаще всего заставки имели прямоугольную форму и были разнообразны по цветовой гамме. В одной книге помещалось от 2 до 6 заставок. В некоторых заставках помещались изображения святых.
В Остромировом Евангелии одна большая и 18 малых заставок. Они исполнены яркими красками — алой, синей и зеленой — и прописаны золотом. Основной мотив — крупные цветы.







Концовки

Концовки — различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов.
Если заставки являются неотъемлемыми элементами оформления рукописной книги, то концовка в виде декоративно-сюжетной композиции для нее не характерна; роль концовки в древнерусской книге, как правило, выполняли последние строки текста, которым придавалась форма воронки (текста сводился в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки).
Изредка встречаются также заключения в форме креста и круга.

Вязь

С конца XIV века для написания названия рукописи, для некоторых религиозных текстов стали употреблять вязь — декоративное письмом, связывающее буквы в непрерывный орнамент. Вязью же выполнены надписи на иконах, колоколах, фресках в храмах, металлической посуде, шитье, на надгробных памятниках. Русская вязь самобытна и национальна, европейская книга ее не знает.


Написанный киноварью, реже золотом, украшенный стилизованными цветами или листьями, вязный заголовок впоследствии, начиная с XVII века, стал заменять в тексте заставки. Весь заголовок писцы старались уместить на одной строке, поэтому буквы вязи высокие и узкие. При этом применяли такие приемы, как сокращение букв слиянием их частей (лигатуры) или подчинения одной буквы другой. И получалось, что буквы сплетались, перевивались, «наступали» одна на другую, как бы нанизывались на строку и делали ее затейливой, броской, красивой.
Необходимо обладать немалым навыком, чтобы вычитать из этих орнаментальных полос названия разделов: «Деяния святых апостолов списана святым апостолом и евангелистом Лукою глава» или «Святого апостола Петра 1-е послание соборное в пяток 32-й недели» (типография Ивана Федорова, Москва, 1564 год).


Рукописи XVII века доходят в вязи уже до крайности: буквы их заглавий совсем тесно прижимаются одна к другой, сливаются иногда по три в одно целое, так что иногда заглавие представляет собою особого рода загадку, которую не всякий знаток дела может разрешить. Попробуйте прочитать:





Были распространены и полевые украшения — это узоры на полях, которые часто называют цветки.

Книжный орнамент был красив и неповторим. Поэтому русские рукописные книги лишь подтверждают мысль о том, что Русь всегда была богата талантливыми людьми, что книги любили и почитали и умели украшать и в городах, и в селениях.