СОШ 8 Подольск, Пером и кистью, Анна Ярославна — королева Франции




П е р о м   и   к и с т ь ю   (о русских рукописных книгах)


Похвала книге

Праздник
славянской
письменности


Святые Кирилл
и Мефодий


История
письменности


Появление
книги на Руси


Анна Ярославна
— королева
Франции


Оформление
книги


Украшение
книги


Книжный
орнамент


Книжные стили

Книгопечатание
_________________

_______________


автор сайта

Кто научил грамоте французскую королеву?

Принятие христианства сыграло прогрессивную роль в становлении культуры Древней Руси. Своего расцвета Киевская Русь достигла в эпоху правления Ярослава Мудрого (XI век). Как свидетельствуют зарубежные историки того времени, Киев по своему богатству и населенности соперничает с Византией (Константинополем).

                 

                 

Киевская Русь была в то время одним из наиболее грамотных и передовых государств Европы. Женщины на Руси по своему культурному уровню вполне могли равняться мужчинам. Отличное образование получили не только сыновья, но и дочери великого князя Ярослава Мудрого (о качестве этого образования можно судить по тому, что дети Ярослава изучали 5 иностранных языков).

Будущие великие князья и будущие королевы европейских государств воспитывались под надзором своей матери — Ингигерды (1019-1050).
Ее отцом был Олав, первый христианский король Швеции. Принцесса Ингигерда была не только хороша собой, но и умна. Она принесла мужу в приданое город Альдейгьюборг (Ладогу) с прилегающими землями, которые на Западе получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды). Святая Ингрид — покровительница Ингерманландии. По другой версии, Ярослав подарил жене в качестве свадебного подарка город Ладогу и окружающие земли.
Ингигерда сразу же приняла православие под именем Ирины. Приехав в чужую страну, она все силы души и сердца направила на развитие и устроение новой родины, и сегодня Великая княгиня почитается в Новгороде под именем святой преподобной Анны Новгородской.

     

                 

В 1037 году в честь ангела святой княгини Ингигерды был построен в Киеве близ Софийского собора женский Ирининский монастырь. С именем святой Анны соединено также построение Новгородской великой святыни — храма Святой Софии. Храм этот был заложен в 1045 году в присутствии самой княгини.




С первых же дней жизни с Ярославом Ингигерда старалась во всём быть полезной ему; смелая, предприимчивая, жизнерадостная, полная ума, доброты и обаяния, она была достойной подругой своего великого мужа. Никогда прежде и никогда после не бывало у престола так много замечательных лиц с самыми разными судьбами. Здесь находили приют изгнанники; здесь проходили школу воинской доблести и чести будущие короли и князья. Это, несомненно, было заслугой Ингигерды, отличавшейся щедростью, легким нравом и привлекательной красотой. Она легко находила контакт с любыми людьми, умела расположить их к себе и заставить действовать в своих интересах.
Ингигерда была матерью семи сыновей и трех дочерей.










На Руси, так же как и в Европе, брачные союзы составляли важную часть внешней политики. Короли и принцы Западной Европы считали за честь породниться с великокняжеской семьей Киевской Руси. Несомненно и то, родственные и дружественные связи великой княгини Ингигерды оказали влияние на брачные союзы сыновей и дочерей. Королевами европейских стран стали все три дочери Ярослава:
Анастасия Венгерская (1029-1075),
Елизавета Норвежская (1031-1080),
Анна Французская (1032-1082).

Анастасия Ярославна в 1038 году стала женой Андраша I, венгерского князя в изгнании. Его отца первый венгерский король-христианин Иштван за попытку овладеть венгерским троном приказал ослепить, а в уши налить расплавленное олово.
Андраш, которому было около 23 лет, провёл в приютившей его княжеской семье более десяти лет. Будущий венгерский король освоил русский язык, старославянскую грамоту. Блеск и красота древнерусской столицы, ее храмов произвели на него сильное впечатление, и он принял христианство, взяв имя Андрей. В 1046 году Андраш I вместе с Анастасией вернулся в Венгрию, и, захватив престол, стал королём. Анастасия, став венгерской королевой, прославилась тем, что основала в Венгрии два православных монастыря, в Вышгороде и Тормове.
У Андраша и Анастасии родились сыновья, которые могли стать наследниками престола. Детей нарекли редкими для католической Европы царскими библейскими именами: Шаламон (Соломон) и Давид. (Первый ребенок Андраша и Анастасии, дочь Аделаида, родилась еще раньше, около 1040 года. Она стала женой короля Чехии.)




К концу жизни Андраш I перенес инсульт и оказался разбит параличом, так что «как в зимнее, так и в летнее время его носили на носилках». Нездоровье мужа заставило Анастасию прини­мать деятельное участи в судьбе Венгрии на положение королевы-правительницы, а не просто жены короля. Она настояла, чтобы Андраш короновал сына и Шаламон в возрасте четырёх лет был удостоен королевской короны как наследник. В 1060 году Андраш I был свергнут братом Белой и погиб под конскими копытами. Анастасия с тринадцатилетним сыном и невесткой (немецкой принцессой Юдит, которая была на 4 года старше) были вынуждены бежать в Баварию. Она делала все, чтобы вернуть престол сыну и он вернул себе венгерскую корону с помощью немецких войск. Чтобы отблагодарить оказавшего ей помощь правителя Баварии герцога Оттона Нортхаймского, Анастасия подарила ему венгер­скую королевскую реликвию — «меч Аттилы», легендарного царя древних гуннов.
Последующие одиннадцать лет Анастасия Ярославна провела при дворе своего сына. По достижении совершеннолетия Шаламон все реже следует советам матери, их отношения становятся более натянутыми. В 1074 году она его даже прокляла, Шаламон поднял руку на мать, но помешала его жена Юдит.



     


Год кончины Анастасии Ярославны точно неизвестен; исследователи полагают, что она умерла в немецком монастыре Адмонт, находящемся недалеко от венгерской границы. Андраш I и его сын Давид были погребены в склепе церкви аббатства Тихань на берегу озера Балатон. Перед церковью аббатства уста­новлен памятник Андрашу I и его жене Анастасии Ярославне.

Русская красавица княжна Елизавета покорила сердце норвежского принца Харальда, в юные годы служившего ее отцу. Романтическая легенда «журналистов» истории гласит: «Когда увидел Харальд молодую княжну, Елизавету Ярославну, пленили его ее золотая коса, небесная голубизна очей и соболиные брови, тонкий стан и лебединая походка — и полюбил он Елизавету на веки вечные». Он часто видел её на пирах и охотах. Являясь наследником скандинавского трона, Харальд считал себя достойным руки княжеской дочери. Но Ярослав ответил, что Харальд — храбрый воин, но отдать дочь бездомному он никак не может. Елизавета же была очарована рослым красавцем со светлыми стальными глазами и шепнула ему, что если тот прославится и разбогатеет, она будет любить его всю жизнь.
Чтобы быть достойным Елизаветы, Харальд отправился в дальние страны добывать славу подвигами, о чем поведал А. К. Толстой в «Песне о Харальде и Ярославне» (1869).
Харальд в боевое садится седло,
Покинул он Киев державный,
Вздыхает дорогою он тяжело:
«Звезда ты моя, Ярославна!»

Надежд навсегда миновала пора!
Твой слышал, княжна, приговор я!
Узнают же вес моего топора
От края до края поморья!

И Русь оставляет Харальд за собой,
Плывет он размыкивать горе
Туда, где арабы с норманнами бой
Ведут на земле и на море.

В Мессине он им показал свой напор,
Он рубит их в битве неравной
И громко взывает, подъемля топор:
«Звезда ты моя, Ярославна!»

Дает себя знать он и грекам в бою,
И Генуи выходцам вольным
Он на море бьется, ладья о ладью,
Но мысль его в Киеве стольном.

Летает он по морю сизым орлом,
Он чайкою в бурях пирует,
Трещат корабли под его топором —
По Киеву сердце тоскует.

Веселая то для дружины пора,
Харальдовой славе нет равной —
Но в мысли спокойные воды Днепра,
Но в сердце княжна Ярославна.

Нет, видно ему не забыть уж о ней,
Не вымучить счастья иного —
И круто он бег повернул кораблей
И к северу гонит их снова.

Он на берег вышел, он сел на коня,
Он в зелени едет дубравной —
«Полюбишь ли, девица, ныне меня,
Звезда ты моя, Ярославна?»

В Киев он стольный въезжает, крестясь;
Там, гостя радушно встречая,
Выходит из терема ласковый князь,
А с ним и княжна молодая.

«Здорово, Харальд! Расскажи, из какой
На Русь воротился ты дали?
Замешкался долго в земле ты чужой,
Давно мы тебя не видали!»...

«Я, княже, уехал, любви не стяжав,
Уехал безвестный и бедный;
Но ныне к тебе, государь Ярослав,
Вернулся я в славе победной!
Я город Мессину в разор разорил,
Разграбил поморье Царьграда,
Ладьи жемчугом по края нагрузил,
А ткани и мерить не надо!

Ко древним Афинам, как ворон, молва
Неслась пред ладьями моими,
На мраморной лапе пирейского льва
Мечом я насек мое имя!

Брега, где черный мой стяг прошумел,
Сикилия, Понт и Эллада,
Вовек не забудут Харальдовых дел,
Набегов Харальда Гардрада!

Как вихорь обмел я окрайны морей,
Нигде моей славе нет равной!
Согласна ли ныне назваться моей,
Звезда ты моя, Ярославна!»

В Норвегии праздник веселый идет:
Весною, при плеске народа
В ту пору, как алый шиповник цветет,
Вернулся Харальд из похода.

Цветами его корабли обвиты,
От сеч отдыхают варяги,
Червленые берег покрыли щиты
И с черными вранами стяги.

В ладьях отовсюду к шатрам парчевым
Причалили вещие скальды
И славят на арфах, один за другим,
Возврат удалого Харальда.

А сам он у моря с веселым лицом,
В хламиде и в светлой короне,
Норвежским избранный от всех королем,
Сидит на возвышенном троне.

Отборных и гридней и отроков рой
Властителю служит уставно:
В царьградском наряде, в короне златой;
С ним рядом сидит Ярославна.

И к ней обращаясь, Харальд говорит,
С любовью в сияющем взоре: «Все,
Что пред тобою цветет и блестит,
И берег и синее море,

Цветами убранные те корабли,
И грозные замков твердыни,
И людные веси норвежской земли,
И все, чем владею я ныне,

И слава, добытая в долгой борьбе,
И все, чем я бранной обязан судьбе, —
Все то я добыл лишь на вено тебе,
Звезда ты моя, Ярославна!»



     

     

Красивый и храбрый, Харальд искусно владел копьем и мечом, быстро бегал на лыжах и умел управлять кораблем в открытом море . . . Он известен в истории под разными именами. Его называли Харальд Сигурдсон, что означает «сын Сигурда». Также он известен как Харальд Гардар, что можно понимать как Харальд из Гардарики (Стране Городов, так скандинавы называли Русь). Чаще всего его называли Харальдом Смелым и Харальдом Суровым.
В походах на Константинополь, Сицилию и в Африку Харальд совершил много ратных подвигов и прославился на всю Европу. Харальд оказался не только героем-викингом, но и поэтом, прославившим Елизавету в стихах на весь мир. Свои чувства к ней он выразил в песнях-висах, которых в честь возлюбленной он написал шестнадцать. В лучших традициях рыцарской поэзии песни, восхваляли гордость и красоту русской княжны. В эпоху романтизма эти песни и вся история о сватовстве Харальда получили большую известность. На русский язык их переводили и переделывали русские поэты.
Вернувшись из странствий в Киев, увенчанный славой, добывший богатство, Харальд наконец-то получил руку Елизаветы, с которой сыграл пышную свадьбу.
Разве мог расчетливый Ярослав не отдать свою дочь наследнику норвежского престола, который прибыл на Русь подростком, лишенным всего и едва спасшим свою жизнь, а через несколько лет вернулся во дворец русского князя, овеянный славой и имеющий «столько добра, сколько никто в Северных странах не видал в собственности одного человека»! Теперь это был не нищий юнец, а предводитель грозного отряда викингов, вставший во главе его не только благодаря своему умению владеть мечом, но и за счет своего ума и таланта управлять людьми.
Весной 1045 года Харальд с войском, молодой женой и несметным богатством отпра­вился добывать свое норвежское наследство. В Норвегии судьба Харальда сложилась вполне успешно. Вскоре он стал единовластным правителем Норвегии. Двадцать лет правил он прекрасным северным краем, и рядом с ним была жена, которая подарила ему двух дочерей, Марию и Ингигерд (названную в честь бабушки). Елизавета была с мужем до его смерти. Желая возложить на голову жены корону Англии, Харальд в 1066 году взял её с дочерьми в новый поход.

           




Во главе 15-тысячной норвежской армией Харальд Суровый высадился на берега Англии с претензией на английский трон. Он успешно разгромил первые встреченные им английские войска. В руках Харальда север Англии. Но забыл на радостях бывалый викинг, что птицу-удачу нужно крепко держать в руках.
Битва при Стэмфорд-Бридж. Английская армия застала викингов врасплох. Бой был жестоким, и с обеих сторон пало много народа. Конунг Харальд Суровый пришел в такое неистовство, что вышел из рядов вперед и рубил мечом, держа его обеими руками. Английская стрела пронзила ему горло и он скончался почти мгновенно. Викинги бились отчаянно, и полегли почти все. Именно с гибелью Харальда, 25 сентября 1066 года, закончился трёхвековой период, который мы знаем как эпоху викингов.




В «тот же день и тот же час», когда в Англии погиб конунг Харальд, говорят саги, умерла его дочь Мария. С уцелевшими остатками войска, под черными парусами, отплывала от берегов Англии Елизавета Ярославна, оплакивая две смерти и увозя два гроба. Она не вернулась в Киев, а осталась в северной стране и умерла спустя год. Но вот уже много веков трогает душу и волнует воображение история гордой красавицы и храброго воина, история, где «соединились любовь с воинской добродетелью».

Об этих двух браках дочерей Ярослава Мудрого было уже известно во Франции, когда Анну, младшую дочь, посватал французский король Генрих I (тогда ей было 18 лет). И юная княжна из пышного и богатого Киева в сопровождении французских министра и епископа выехала во Францию, чтобы преодолеть три тысячи опасных дорог.
«Тесть всей Европы», Ярослав Мудрый, учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), отдали за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян.
Отношения с Польшей закрепила и женитьба, сына Изяслава Ярославича, на сестре короля Казимира, польской княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году унаследует после отца великий киевский престол.)
Младший из трех Ярославичей Всеволод, взял в жены заморскую царевну Зою, дочь византийского императора Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах. Ну, а внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV.

           
Исторические матрешки Галины Павлив,
княгиня Ольга, Ярослав Мудрый, Анна Ярославна

Анна Ярославна — королева Франции.

14 мая 1051 года. Прибытие Анны на землю Франции обставили торжественно.
Генрих I Капетинг, который овдовел и не имел наследника, выехал встретить «золотоволосую невесту, воплощение мудрости и красоты», в старинный город, древнюю столицу Франции, Реймс (в начале X века Париж оставался еще никому не известным местечком). Король в свои сорок с лишним лет был тучным, молчаливым и угрюмым. Но, увидев Анну, улыбнулся.
К чести высоко образованной русской княжны надо сказать, что она свободно владела греческим языком, да и французский выучила быстро. На брачном контракте Анна написала свое имя, ее же неграмотный супруг вместо подписи поставил «крестик».



               

Именно в Реймсе с давних времен короновали французских королей. Анне была оказана особая честь: церемония ее коронации состоялась в этом же старинном городе, в церкви Святого Креста. На голову Анны была возложена золотая корона, и она стала королевой Франции.
Париж Анна не сочла красивым городом. «В какую варварскую страну ты меня послал, — писала она отцу в родной Киев. — Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны».
Сохранился также интересный документ той эпохи — это дарственный акт короля Генриха I о передаче земель в пользование Суассонскому монастырю. Кроме короля и королевы, этот документ должны были подписать и влиятельные феодалы Франции, но подписала его только Анна Ярославна. Это произошло оттого, что все остальные были неграмотными (в том числе и ее царственный супруг) и поставили вместо подписи просто «крестики».
Образованная княжна привезла во Францию в качестве приданого свою библиотеку, состоящую из ценных древних рукописных книг на латинском, греческом и славянском языках, среди которых было Остромирово Евангелие, написанное глаголицей. Эту книгу ждала необычайная судьба.
Это Евангелие как святыню, как родительское благословение дочь Ярослава Мудрого привезла во Францию. Слово «евангелие» переводится как «благая весть». Первая часть рукописи была создана в школе переписчиков при библиотеке Ярослава Мудрого и является переписью со староболгарского Еван­гелия XI века, написанного кириллицей. Евангелие Анны Ярославны на протяжении сто­летий хранилось в соборе города Реймса и поэто­му его стали называть «Реймским Евангелием». На нем, вступая на престол, приносили присягу все короли Франции. Первым из них был сын Генриха I и Анны — Филипп I, по прозванию «Добрый». Затем традиция эта укрепилась и сохранялась в течение восьми столетий вплоть до 1825 года. Прервала эту традицию Французская революция.

     

Сегодня этот бесценный документ хранится в Национальной библиотеке в Париже и до сих пор считается народной святыней.
В 1717 году император Петр I прибыл по государственным делам во Францию. Разъезжая по разным городам этой страны, он посетил Реймс, где в Реймском кафедральном соборе католические священники, проявляя особое внимание к высокому гостю, показали ему свою реликвию — старинную странную книгу, написанную таинственными, им непонятными знаками. Петр взял в руки книгу и, к удивлению присутствовавших, начал свободно читать вслух потрясенным клирикам первую часть рукописи. Император объяснил, что это церковно-славянский текст, написанный на кириллице. Что же касается второй части, то ни царственный гость, ни его приближенные не могли прочесть ее. Император сказал, что эта книга содержит Евангельские чтения по-славянски, но очень древнего письма — глаголицы.






Летом 1975 года Реймское Евангелие экспонировалось в Государственном музее изобразительных искусств в Москве. Здесь же демонстрировалась древняя французская миниатюра из хроники Сен-Дени, имевшая прямое отношение к древним франко-русским связям.
Миниатюра из хроники Сен-Дени XIV века. Слева Генрих в 1048 году отправляет епископа Роже с по­сольством — свататься, а также уз­нать, не в этой ли Русии находится Херсонес и мощи святого Климен­та. А справа — уже венчание Анны Ярославны и Генриха I в Реймском соборе 19 мая 1051 года. Если б эту картинку видел Маршак, обяза­тельно сказал бы «однако за время пути епископ успел подрасти». Ну, епископ мог раздуться от важности, потому что и невесту привёз, и мощей святого Климента ему отщипнули прямо в Киеве.
Прошло несколько лет, прежде чем Анна стала матерью. Желая иметь наследника, она дала даже обет построить и обеспечить капиталом монастырь. Когда у нее родился сын-первенец, Филипп I (1052-1108), будущий король Франции, Анна действительно построила в честь Святого Викентия монастырь в Санлисе, она основывает при нём школу и библиотеку. Византийское имя Филипп было впервые использовано в королевской семье Франции именно Анной, впос­лед­ствии оно стало одним из популярных имен. Кроме Филипп, Анна родила еще троих детей Генриху: Эмму (1055-1109), Роберта (1055-1060) и Гуго (1057-1102).


Дети получили под надзором матери хорошее домашнее воспитание, и Филипп стал впоследствии одним из образованнейших правителей своего времени.
Существует версия, что королевское семейство имело еще одну дочь — Едингу, судьба которой стала почти легендой.
Отец хотел выдать принцессу замуж, чего сама oна не хотела. Едигна накану­не своего обручения убежала из королевского дворца, забрав с собой колокол — подарок матери. Она намеревалась добраться до Руси, до Киева, о котором так много слышала от Анны Ярославны. Однако по дороге Едигна увидела сон, ставший для нее пророческим: она должна остаться навсегда там, где, будучи на телеге, услышит одновременно крик петуха и звук колокола.
Утомленная долгой дорогой, она остановилась на околице леса вблизи села Пух в Баварии. Здесь и встретил ее селянин, который ехал на телеге с поля, и пригласил ее к своему жилищу на отдых.
Согласно местной легенде, когда Едигна въезжала в село, трижды пропел петух и зазвенели колокола на звонице, будто предвещая, что она должна здесь остаться. К тому же волы, впряженные в телегу, сами остановились около врат местной церкви.

     

     

Жители села предоставили Едигне домик, но она отказалась от него и поселилась в дупле старой липы, которая росла на высоком холме недалеко от церкви. Здесь они и прожила до конца жизни.
Едигна лечила травами больных, придавала сил старикам, утешала людей. Много времени отдавала детям, обучая их чтению и письму, приобщая к христианским ценностям. Едигна знала, как уберечь скот, предвещала засухи или урожайные годы, помогала вернуть украденное или потерянное.
Слава о Едигне, которая живет в дупле липы в селе Пух и помогает людям, быстро разлетелась по всей Баварии. Тем, кто приходил к ней за помощью, передавала свои знания, любовь к ближнему и веру в Бога. Когда Едигна умерла, селяне похоронили её под престолом церкви, которая стоит и по сей день. Это было проявлением искренней благодарности за помощь и утешение в их нелегкой жизни.
Своего высокого происхождения Единга никому не открывала, это стало известно лишь после ее смерти. Около 1600 года католическая церковь провозгласила внучку Ярослава Мудрого блаженной.
Существует упоминание, как в XVII веке Анна Цахерлин из Маммендорфа попросила блаженную о своей доченьке, страдавшей дизентерией. Дитя быстро выздоровело. И такие примеры не единичны.
Между тем, Анна стала по сути соправительницей мужа, Генриха I. Об этом говорят документы, скрепленные двумя подписями — короля и королевы. На государственных актах, на грамотах, дарующих льготы или жалующих вотчины монастырям и церквям, можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны».
Анна Ярославна унаследовала все лучшие качества своего отца Ярослава Мудрого. Ее решительный и властный нрав в сочетании с неженским умом сделал из Анны идеального государственного деятеля. Она начала участвовать в государственных делах. Французские источники дают высокую оценку королеве Анне, отмечая, в частности, ее благочестие. Анна стала единственной женщиной, растопившей усталое сердце короля, а также единственной женщиной средневековой Европы, которая вела переписку с самим Папой Римским.
«Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей. И с великою радостию слышим мы, что вы выполняете свои обязанности в этом христианском государстве с похвальным рвением и замечательным умом» — писал ей римский папа Николай II.
Анне было 28 лет, когда умер от сердечного приступа её муж. На ее женские плечи легла тяжелая ноша — пока 7-летний Филипп не достигнет совершеннолетия, она должна взять руководство страной в свои руки. Решительная киевлянка начала править Францией, и возглавляла ее более 15 лет!
В дальнейшем королева-мать со своими детьми поселилась в замке Санлис (близ Парижа), где основала женский монастырь и костел (на портике последнего в XVII веке было воздвигнуто лепное изображение русской княжны, держащей в руках модель основанного ею храма).
Именно здесь в Санлис начались события, которые придали романтическую окраску жизни дочери Ярослава Мудрого. Еще с первых дней появления Анны во Франции в нее влюбился граф Рауль де Крепи де Валуа, один из самых могущественных вельмож королевства. И только после смерти короля он осмелился открыть свои чувства. Их брак в 1063 году не был признан папой римским Александром II, а графа Рауля даже отлучили от церкви. Но долгих двенадцать лет влюбленные жили вместе в согласии и счастье. Ее сын оставался в хороших отношениях с ней и графом, и Анна и Ральф сопровождали Филиппа во время его путешествий по стране, где Анна давала ему дальновидные советы по государственным делам.
В 1074 году королева нашла Ральфа мертвым. Он умер, как и король Генрих, от сердечного приступа. Анна вернулась к своему сыну. Она пыталась забыться, окунувшись в государственные дела и опять стала подписывать указы и распоряжения. В них она называет себя уже не «королевой» и «правительницей», а лишь «матерью короля», но ее подпись еще не раз встречается на деловых бумагах французского двора рядом с «крестами» неграмотных королевских чиновников. Филипп окружил стареющую мать вниманием — Анне Ярославне было больше 40 лет.
Известия о возвращении Анны Ярославны в Россию после смерти второго мужа маловероятны. Скорее всего, что Анна ездила в Киев, но вернулась обратно во Францию, где она любила и была любима и где прошла вся ее жизнь.
Она умерла в 1082 году в возрасте 50 лет.
Анна Ярославна оставила яркий след в мировой истории и истории Франции. Ученый Чарльз Дарвин ведет свой род от королевы Анны Ярославны, являясь потомком ее младшего сына Гуго. Судьба предназначила Анну Ярославну продолжить королевскую власть Капетингов. Она стала прабабушкой 30 французских королей, в том числе из династии Валуа и Бурбонов, а ее последний венценосный потомок — король Людовик-Филипп Орлеанский правил страной до самой Французской революции.

Правдивая и, вместе с тем, наполненная недосказанностью, загадочностью романтическая история русской царевны Анны издавна привлекала внимание писателей, драматургов, художников, музыкантов, в том числе и современных.
Вот картины наших современнников, увлекающихся историей Древней Руси.
На них изображена Анна Ярославна.

           

           

Значительным памятником великой киевской княжне и французской королеве на сегодня стала опера Антона Рудницкого «Анна Ярославна», созданная на либретто Леонида Полтавы. Премьера оперы состоялась в 1969 году, в Нью-Йорке в знаменитом Карнеги холл, где была поставлена творческими силами украинской эмиграции, собрав певцов, хористов, оркестрантов, танцоров из разных городов Америки.
Позднее опера ставилась также в Филадельфии и Канаде.
С тех пор прошло более четверти столетия. Почти забытая опера в 1995 году вновь поставлена в Национальной опере Украины имени Тараса Шевченко. Киевская постановка получилась пышной, нарядной, многолюдной, сверкающей золотом и всеми имеющимися на палитре красками.

           

Из Америки приехала вдова композитора, известная оперная певица Марии Сокол (пела в театрах Украины и Европы), старший сын композитора Роман Рудницкий (известный пианист). А из Германии — младший, Дориан, виолончелист. Музыка отца и мужа собрала их всех в Киеве на торжество, которого ждали много лет.


Русский писатель, Антонин Петрович Ладинский (1896-1961), написал историческй роман «Анна Ярос­лавна — королева Франции», в котором воспроиз­ведена жизнь Киевской Руси и Западной Европы, главным образом Франции, королевой которой стала младшая дочь князя Ярослава Мудрого.
прочитать книгу


Соколовский Валентин Иванович (родился в 1947 году в Вене), украинский писатель и режиссёр, в 2006 году издал роман «Анна, Анри и Рауль» о дочери Ярослава Мудрого, ставшей королевой Франции. По роману написал пьесу «Мы будем жить вечно». С 2004 по 2008 год около полусотни раз она прошла на сцене театра киевского Дома актёра.
В 2008 году спектакль и автор пьесы были приглашены в Париж на дни украинской культуры, проводившимися под эгидой Министерства иностранных дел Украины.

                 

В 2014 году под названием «Ярославна — королева Франции» пьеса поставлена Аллой Бабенко во Львове на сцене театра имени Марии Заньковецкой.


Золотая медаль «Анна Ярославна — королева Фран­ции» изготовлена в честь празднования 200-летия Банка Франции в мае 2000 года.
Аверс — портрет королевы Анны и надпись: Anne de Kiev-Reine de France — Анна Ярославна-Королева Францii. На реверсе медали: BANQUE NATIONALE D'UKRAINE, A l'occasion du Bicentenarie de la Banque de France В.


27 мая 2014 года банк Украины выпус­тил памятную монету «Анна Ярослав­на». Монетой (тираж 20 000 штук) заин­тересовались и украинцы, и французы. Анна представлена на аверсе как киев­ская княжна на фоне Софии Киевской, а на реверсе — в образе королевы Фран­ции на фоне церкви святого Викентия.


Франция, Санлис, 23 июня 2005 года. В ходе однодневного рабочего визита во Францию Президент Украины Виктор Ющенко принял участие в церемонии открытия памятника Анне Ярославне в городе Санслис. Отлитая из бронзы, 2,5-метровая статуя была создана украинским скульптором Николаем Знобой.
На церемонии присутствовали многочисленные представители украинской диаспоры. Между Украиной и Францией существуют многовековые отношения, о чем лишний раз напоминает новый памятник в Санслите.