П е р о м   и   к и с т ь ю   (о русских рукописных книгах)


Похвала книге

Праздник
славянской
письменности


Святые Кирилл
и Мефодий


История
письменности


Появление
книги на Руси


Анна Ярославна
— королева
Франции


Оформление
книги


Украшение
книги


Книжный
орнамент


Книжные стили

Книгопечатание
_________________

_______________


автор сайта

Как появилось книгопечатание?

В середине XVI века возникло книгопечатание. Однако вплоть до начала XVIII века печатались книги в основном церковные, а произведения мирские, художественные по-прежнему распространялись в рукописях.
Как вы думаете, почему первые печатные книги появились на Руси в XVI веке?
Многие ученые считают, что появление и распространение книгопечатания было связано со значительным расширением территории русского государства в XVI веке (эпоха, чрезвычайно значительная для русской политики и культуры, то, что сейчас бы назвали экономическим подъемом). Это были лучшие годы царствования Ивана Грозного. К этому времени основные великорусские территории были объединены в единое государство, были завоеваны Казанское и Астраханское царства. Русские землепроходцы продвигаются в обширные пространства Сибири. Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Русь становилась центром между Европой и Востоком. Расширяется торговля, растут города. В Москву приглашаются строители из Владимира, Пскова, из-за границы. Возводятся новые стены Кремля, тогда же воздвигается шедевр московской архитектуры — храм Василия Блаженного… На Пушечной улице трудится знаменитый литейный мастер Андрей Чохов. Митрополит Макарий, человек книжный, начитанный и хорошо образованный, сплотил вокруг себя наиболее образованных людей.
На новых землях также строились новые храмы и монастыри, для которых требовалось много богослужебных книг. Переписчики уже не могли обеспечить необходимого их количества. Тогда правительство стало организовывать книгопечатные мастерские.
В Москве XVI века Иван Грозный считался одним из лучших ораторов и писателей. Современники называли его «словесной мудрости ритором». Слыл он и начитанней­шим москвичом, интересовавшимся многими книгами, имевшими хождение не только в русском читающем обществе. Неполный список книг, составлявших библио­теку Ивана Грозного, насчитывал более 800 греческих, латинских и древневосточных томов. По разным сведениям эта библиотека являлась одной из самых обширных частных собраний Европы того времени.
Антокольский — выдающийся скульптор в русском искус­стве. Привлекает одна деталь — книга, лежащая на колене. Она не менее важна, чем фигура самого царя. Искусство, литературу, историю мира, весь опыт поколений впитывал царь с юных лет. Во многом именно книги сложили его характер. Не случайно история ждала именно такого владыки, чтобы начать рассказ о первом печатном дворе.
Первой типографией была так называемая Анонимная типография, возникшая в 1550-х годах. В ее изданиях не было указано кто, когда и где их печатал, поэтому они стали называться «анонимными». (Некоторые ученые предполагают, что типо­графия могла находиться в Московском Кремле, Сергиевом Посаде или в Александровой слободе — в то время там располагалась резиденция царя Ивана Грозного.)
Типография выпустила в свет семь изданий, некоторые из которых сохранились до наших дней, и прекратила свою деятельность.

Первая русская датированная печатная книга

В начале 1560-х в Москве в палатах на Никольской улице был организован Печатный двор, во главе которого был поставлен диакон Иван Федоров. Как писал сам Иван Федоров: «царь повелел устроить дом от своей казны, где бы печатному делу строиться». (По сравнению с Западной Европой книгопечатание в Российском государстве появилось с запозданием на 100 лет.)

   

   

       

Выбор пал на Ивана Федорова неслучайно. Он владел разными ремеслами (был переплетчиком, переписчиком, столяром, пушечным мастером — изобрел многоствольную мортиру). Это был энци­клопедически образованный человек. Он имел университетеское образование, которое получил в Польше, знал классические языки — греческий и латынь, был хорошо знаком с литературой и книжностью. В 1532 году в Кракове получил степень бакалавра. Там же он и похнакомился с типографским делом.
По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении просвещенного митрополита Макария. Он получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Московском Кремле и вскоре принимал участие в работе по «исправлению» церковных книг.
Когда царь Иван Грозный поручил Федорову заняться книгопечатанием, он продолжил свое образование и стал углубленно изучать грамматику. В своей деятельности он прибегал к вековому европейскому опыту. Ивана Федорова можно смело назвать первым создателем русского печатного шрифта, он был также первым наборщиком и первым корректором. Он рисовал и гравировал . . .
Главным помощником русского первопечатника стал Петр Мстиславец (Тимофеев), прозванный так потому, что был родом из белорусского города Мстиславля.
Историки полагают, что большую помощь в освоении типографского дела оказал Печатному двору Максим Грек, известнейший богослов, энцикло­педист и святой Русской Православной церкви. Максим Грек (в миру Михаил Триволис) родился в аристократической греческой семье, получил образование сначала в Греции, а потом в университетах Франции, Флоренции и Венеции. Он приехал в Москву по просьбе Василия III для перевода богослужебных книг. Однако его деятельность была гораздо шире. Он становится широко известным писателем. Переводы книг заставили Максима Грека задуматься над вопросами устройства русского языка, и он пишет несколько работ по грамматике. В Чудовом монастыре вокруг Грека собирались самые образованные люди того времени. Еще во время пребывания в Италии Грек познакомился с типографским делом, и именно он советовал Василию III ввести на Руси книгопечатание. Последние годы Максим Грек провел в Троице-Сергиевом монастыре, имевшем богатейшее собрание рукописей. Из этих рукописей он выбирал модели орнаментов для русских первопечатных книг.
Первой русской датированной печатной книгой стал «Апостол» (богослужебная книга, включающая в себя часть Нового Завета — Деяния Апостолов и их Послания). Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при личном участии митрополита Макария. Работа над книгой была закончена 1 марта 1564 года.

Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Уже первое издание Федорова и его помощника доказывает, что они хорошо изучили как лучшие образцы искусства переписчиков и оформителей рукописных книг, так и технику европейского книгопечатания. Их типография была технически хорошо оснащенным предприятием. Уже в этом издании Федоров выступает как опытный искусный наборщик, автор послесловий, редактор, возможно и художник. В издании практически нет опечаток. В послесловии к книге указаны имена издателей: Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Из этого послесловия мы узнаем также историю создания книгопечатания в Московской Руси. По всей вероятности, послесловие написано самим Федоровым.
Тираж издания составил 2000 экземпляров (сохранилось около 60). В книге 267 листов. Она напечатана на плотной голландской бумаге хорошего качества. Блоки текста на странице имеют 25 строк, все строки выровнены по правому краю. Что удивительно, такие блоки (21 х 14 см) почти совпадают с размером современной страницы А-4. Иван Федоров долго бился над шрифтом (рисунком, размером, изображением печатных букв). Ему хотелось, чтобы печатные буквы были такие же красивые и стройные, как рукописные. На основе полуустава, известного нам по рукописным книгам, он создал изящный и в то же время удобный для чтения шрифт.
Книга печаталась двумя красками: красной и черной. Крупные разделы начинаются роскошными заставками, мелкие части оформлены более простым растительным орнаментом. Однако в знаменитом федоровском орнаменте заставок из виноградных листьев и шишек, разработанном на основе растительных орнаментов рукописной книги, использован только черный цвет. Сплетающиеся листья, создавая ощущение объема, выглядят не менее нарядными, чем многоцветные. Талантливый типограф тонко чувствовал красоту и изящество черно-белого изображения. Творчески переработав орнамен­тальные приемы школы Феодосия Изографа, мастер закрепил в книжной графике так называемый старопечатный стиль.
Разнообразна и необычна иллюстративная часть книги. Перед текстом помещена гравю­ра с изображением апостола Луки. Его фигура вставлена в художественно оформленную рамку. Первопечатники стремились создать эталон книгопечатания. В действитель­ности, многие последующие издания взяли первопечатный «Апостол» за образец.
Вторая книга московской типографии — «Часовник» (сейчас ее по-другому называют еще «Часословом» — сборник повседневных молитв). Она была выпущена двумя изданиями в 1565 году. «Часовники» употреблялись не только во время церковных служб, они еще выполняли роль учебников, используясь для обучения грамоте. Это была книга небольшого формата, ее можно было положить в карман и носить с собой. В послесловии к этому изданию на 172 ненумерованных листах указано, что оно напечатано в той же типографии, что и «Апостол». И шрифт тот же, что в «Апостоле», но заставки резаны заново и подражают венецианским книжным украшениям.
«Часовник» Федорова принадлежит к величайшим книжным редкостям. До нашего времени сохранился единственный экземпляр первого издания «Часовника». Он хранится в Бельгийской Королевской библиотеке в Брюсселе.
Так в истории русской книжности началась новая эпоха — эпоха книгопечатания.

Дальнейший жизненный путь великого первопечатика

Новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков (их труд становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле). Печатников обвинили в распространении ереси. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова, митрополит Макарий умер, первопечатники остались без покровительства. В 1566 году в их типографии произошел пожар (следствие поджога?), и они покинули столицу Московии. «Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», — записал позже Федоров.
В 1568 году первопечатники перебрались в Заблудово (Гродненской губернии), в имение литовского гетмана Ходкевича. Здесь Федоровым и Мстиславцем в 1569 году было издано «Евангелие учительное» (сборник «бесед» с толкованием евангельских текстов, сохранилось не менее 31 экземпляра). Эта книгана на 407 листах имела титульный лист с подробным заглавием. А в следующем году из этой типографии вышла новая книга «Псалтирь с часословцем» (очень редкое издание: известно всего три экземпляра, причём все неполные).




Но и в Заблудове русские печатники не смогли обосноваться. Под влиянием католической церкви гетман Ходкевич вынужден был закрыть типографию. Мстиславец перебрался в Вильно, а Федоров с семьей уехал во Львов. «Друкарь москвитин» («московский печатник») был нужен Украине. Язык украинской культуры остро нуждался в печатном слове.
Нельзя сказать, что судьба была здесь к мастеру благосклонна. Во Львове жило немало богатых русских и греческих купцов, но не было своей типографии. С большим трудом на свои скудные средства, и с помощью благородных, небогатых, но малых людей и некоторых духовных лиц Федоров вновь открыл свое дело и в 1574 году сумел переиздать «Апостол» в количестве более 1 200 экземпляров (сохранилось не менее 70 экземпляров), приложив к изданию собственное послесловие: «Сия убо повесть изъявляет, откуда начася и како всершися друкарня сия...» — рассказ печатника о своих трудах и злоключениях, первое напечатанное произведение русской мемуарной литературы.
На обороте последнего 264 листа был помещен красиво исполненный соединенный герб города Львова и Ивана Федорова. Последний представляет реку, текущую в поле, с угольником над ней — необходимой принадлежностью при изготовлении шрифтов. Изданием во Львове «Апостола» Федоров положил начало книгопечатанию и на Украине.



       

В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой — «Азбука», по его словам — «для пользы русского народа и ради скорого младенческого научения». Тираж был предположительно 2000 экземпляров. (Единственный экземпляр этой книги обнаружен в 1939 году, ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С. Дягилева.) Написана книга на старославянском языке: 80 страниц, по 15 строк на странице. Некоторые ее страницы украшены характерными для изданий Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Эта книга являлась по сути новой методикой первоначального обучения грамоте, обобщающей опыт и достижения учебной практики предшествующих веков.


Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из родовитых князей Речи Посполитой — князя Константина Константиновича Острожского — устроить новую типографию в главном городе его владений, Остроге на Волыни. Князь был признанным главой культурно-просветительского кружка крупных феодалов на Волыни. Он устроил в Остроге училище для детей. Впоследствии здесь возникла прославленная Острожская академия. Типография Федорова размещалась в высокой башне замка на берегу реки Вилия. В 1580–1581 годах первопечатник выпустил в Остроге второе издание «Азбуки», напечатал «Новый завет с Псалтирью» (сохранилось не менее 47 экземпляров), помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского.
Здесь же Иваном Федоровым была издана знаменитая «Острожская Библия» — первая полная библия на церковно-славянском языке.
Библия состояла из 1256 страниц и вышла огромным по тем временам тиражом — 1500 экземпляров (до наших дней дошло около 400 ее экземпляров). Издание напечатано шестью разными шрифтами, в том числе два греческих. Книга являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса. Огромную работу выполнили печатники: было отлито 3 240 000 печатных знаков. Специально для этого издания были разработаны неболь­шие узкие заставки и концовки, крупные инициалы, много мелких украшений.
Доски Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.






Князь Константин Константинович Острожский послал несколько экземпляров библии папе римскому Григорию XIII и царю Ивану Грозному, который передал один из них английскому послу для королевы Елизаветы.
Всего в Остроге вышло пять изданий. Это самый плодотворный период в жизни Федорова. В начале 1583 года он вернулся во Львов, где в трудах над устройством новой «друкарни» (типографии) скончался. (Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. Позднее кладбище было упразднено, и практичные монахи употребили могильные плиты с него на выстилку пола в своей церкви. В числе этих плит была и плита, лежавшая на могиле Ивана Федорова с его гербом.)

Памятник Ивану Федорову

Прошло более трех веков . . . В 1909 году в самом центре Москвы появился бронзовый монумент, изображающий человека в старинной длиннополой одежде. Это памятник Ивану Федорову — великому русскому первопечатнику. Памятник создан по иници­ативе Московского археологического общества на средства, собиравшиеся по подписке в течение 39 лет. Автор — скульптор Сергей Волнухин.

   

Скульптура изображает московского первопечатника. В правой руке держит типографский лист, левой рукой поддерживает печатную доску. Во всём его облике благородство и скромность. На постаменте — дата выпуска первой печатной книги: 19 апреля 1563 года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске — своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».
В 1998 году на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком — первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.
Продолжая серию «Духовные сокровища Украины», Наци­ональный банк Украины в ноябре 2007 года ввел в обра­щение памятную монету «Острожская Библия», изготовлен­ную из золота 900-й пробы массой 31,1 г. Монета посвяще­на памятнику книгопечатания — «Острожской Библии». Тираж золотой монеты диаметром 32 мм — четыре тысячи штук. Для нумизматов — это капля в море.
На реверсе монеты изображены портреты Ивана Федорова и князя Константина Острожского, которые бережно держат в руках развернутую книгу.
Иван, сын Федоров Москвитин — именовал себя первопечатник, находясь за пределами Московского Государства. Даже в вынужденной эмиграции он продолжал оставаться патриотом своей страны. И страна отплатила ему сполна — дело его не забыто, имя его знает сейчас каждый школьник, едва знакомый с книгой. Переход от рукописной книги к печатной — важный этап в становлении и самоутверждении народа. Мы чтим память незаурядных людей, участвовавших в этом событии. Жизнь их была подвигом. Человек, создавший для нас первую азбуку, достоин бессмертия.